Skip to main content

Продолжаем тему исследования родных болот и сегодня на повестке дня у нас Мекка подмосковного дайвинга, – Амерьевский доломитовый карьер, известный в простонародье, как Щёлковский! 
Практически невозможно найти в Москве дайвера, который бы не окунул в него свой сухарь, а не так давно появилась карта, относительно которой можно рассказать о практически всех затопленных объектах, благо по количеству они могут посоревноваться со многими подводными музеями.
Организованных мест для нырялки в карьере два: база клуба Пятый Элемент и стоянка Морских Ангелов.

Обычно, когда люди говорят, что едут нырять на Щёлковский, то подразумевают круглогодичную базу Пятого Элемента, объекты акватории которой и представлены на карте, тем более, что на стоянке Морских Ангелов и картографировать толком нечего.
Не смотря на кажущуюся разбросанность и удалённость объектов, пройти их всех можно за два дайва на 15-литровых баллонах по 200 бар. Средняя глубина составит 6 м, поэтому с пятнашкой можно плавать до тех пор, пока холод или риск намочить сухарь изнутри не выгонят наружу. На самом деле, летом там и в пятёрке можно, но лучшая видимость (10+ метров) настаёт перед становлением льда.
Лично я приезжал несколько раз в разное время года и с разными людьми, поэтому видимость на снимках разная. Вчера (28 ноября 2020), когда я приехал снять новый объект, прозрак был более 10 метров.

Условно я бы разделил прохождение на два маршрута: вдоль берега и вглубь карьера. При прохождении вдоль берега сразу у причала надо взять на запад, но в реальности так никогда не получается, т.к. фактически тут же находится платформа, рядом с которой лежат жигули, пространство до которых завалено разными милыми непотребствами, на которые поневоле отвлекаешься. Тут есть всё для культурного досуга: телек, чайный сервиз, домашние животные…

Под самим причалом висит скороварка с колонкой внутри. Доносящаяся из неё музыка порой очень помогает при плохой видимости. Также в этом же районе был резиновый крокодил, который нынче грустно поглядывает на вас выброшенным на камни у причала. Как говорится, кто не успел, тот опоздал (хотя далее я расскажу, где можно найти ещё парочку)…

Тем не менее, не стоит увлекаться, ибо впереди нас ждёт ещё много гораздо более интересных вещей. Ориентируемся на запад, тем более, что и с компасом особо мудрить не надо, – в туманную даль уходит дорожка приветливых огоньков. Следуя по ним можно дойти до мистической инсталляции под названием Карусель, или Виселица.

Зрелище воистину инфернальное, особенно, когда оно постепенно вырисовывается из тумана по мере приближения. Не знаю, символизирует ли это что-то, но поневоле начинаешь оглядываться…

Если следовать далее в том же направлении, приняв ближе к берегу, то можно выйти на новый затопленный объект – Daewoo Nexia. По азимуту не подскажу, но при средней видимости признаком непосредственной близости будут вот эти кольца. Также те, кто был тут раньше, могут идти к кабельной катушке, ибо машину посадили прямо на неё.

– Мужчина, куда же Вы, ключик забыли в зажигании!!!

Раньше на запад от причала лежали мигрирующие жигули и кабриолет. Мигрирующие жигули сперва стояли с открытым багажником в районе нексии, а затем переехали к платформе. Кабриолет у причала ушёл на заслуженный покой на сушу. Желающие могут увидеть его за парковкой базы. Говорят, если сосчитать все ракушки на нём, то исполнится загаданное желание!

При нормальной видимости можно вернуться обратно тем же путём, если без компаса вообще никак, а компаса-то и нет, то самым верным вариантом будет вернуться к причалу вдоль берега и затопленного кустарника.

На северо-восток от причала находится самый свежий объект – летающая тарелка с экипажем. Попасть на неё можно либо двигаясь по ходовику к ялику, либо более банальным путём – по питающему кабелю с суши. Переливается огоньками она как новогодняя ёлка, а помимо этого, ещё и издаёт космические звуки и периодически отправляет световой сигнал лучом.

Далее можно снова вернуться к берегу и двигаясь по ходовику на северо-восток (берег по правую руку) дойти до офиса. Это совсем рядом. 

В прошлый раз, когда я был тут, на столе лежала гитара. Я не смог не отметить в инстаграме, что дно карьера – это лучшее место для акустической гитары и бардов в частности, после чего гитара пропала. Похоже, барды обиделись и поставили её за стол, думали я не замечу. Интересно, облокотившийся на стол персонаж – это часом не Валера, которого искали всеми колхозными фестами лет 10 назад и нет ли прямой связи между отсутствием у него рук и второй гитарой с оторванным грифом?

После офиса можно совершить самую типичную для этого места ошибку – продолжить следовать по ходовику и окончательно задолбавшись подняться на поверхность, обнаружив себя далеко за церковью на берегу. Этот ходовик проложен для тех, кто зимой проходит подготовку к пещерным курсам, поэтому следование вдоль него во второй половине дайва чревато долгим ластанием по поверхности обратно.
Также, в том же направлении находится стоянка Морских Ангелов, шлагбаум на которую вы проезжаете не доезжая до церкви по пути к Пятому Элементу. Собственно, из интересного тут парочка затопленных надувных крокодилов, пару знаков, да затопленный лес со скоплениями сероводорода местами.

Дойти туда под водой, наверное, не совсем реально, а стоит ли это отдельного дайва со стоянки – вопрос философский.

Собственно, после офиса можно развернуться и потратить остальное время на более детальное изучение местности у платформы и причала, чтобы не отвлекаться на неё на втором дайве.

Мигрирующие жигули семёрка теперь выполняют роль наглядного пособия по тому, как плохо бывает иногда парковать машины у деревьев. Ранее они лежали вверх ногами.

Маршрут вглубь карьера можно начать от причала по ходовику, или попросить забросить на сайт с унитазами, если есть сомнения, что воздуха хватит на возвращение.
По ходовику проходим платформу и далее попадаем на развилку с ответвлением на ялик.

Далее можно пойти или от ялика по ходовику на северо-северо-восток, либо вернуться и продолжить по ходовику на север. Я выбрал второй вариант и через несколько минут подошёл к ответвлению ходовика на запад, которое ведёт к 412-му москвичу.

Говорят, если провисеть около него в идеальном триме 4 часа, то у манекена на пассажирском сидении вырастут ноги в обуви вашего размера!

После москвича ходовик приведёт к небольшому каменному развалу. В приницпе, тоже событие на фоне лунного пейзажа дна в этой части карьера.

А далее будет группа объектов из двух стиральных машин, кабины ЗиЛа и Таврии. Все они расположены не так далеко друг от друга, но если идти от берега, то лучше следовать строго по определённой ходовиком последовательности, по которой первым будет ответвление на Таврию с весьма интересным пассажиром.

За стиралками будут угадываться очертания ещё одного каменного развала, за которым, в пределах видимости, возникнут контуры нескольких дверных косяков, – это Портал.

Двигаясь через него и не меняя направления мы телепортируемся на Палау упрёмся в склон берега, по которому разбросаны унитазы. Я там был, когда видимость была не вау, поэтому нашёл только два и с трудом вышел обратно к Порталу.

Вернуться можно по другому ходовику, проложенному через  ЗиЛ. На самом деле, от ЗиЛа там только кабина, хотя сложно не оценить конструкторский замысел.

Вообще, если бы не затопленная недавно Нексия, подводного демиурга Щёлковского Карьера можно было бы заподозрить в определённой ненависти к отечественному автопрому: кабриолет Жигули, семёрка, Москвич, Таврия, ЗиЛ. Не хватает только Запорожца и Волги…

Далее у нас начинаются фантасмагорические объекты: Кин-дза-дза и Стенка с кабельной катушкой между ними. Возможно, если бы видимость была как в бассейне, объекты смотрелись бы уныло, но в условиях призрачной дымки возникает соответствующее сюрреалистическое восприятие.

Отдельного внимания заслуживают покрышки. Надо сказать, что покрышки – это вообще самое распространённое украшение дна Щёлковского Карьера. Они встречаются повсеместно самых разных форм и габаритов, не говоря уже о собранных из них композициях.

После стенки надо внимательно смотреть на кол-во ходовиков. По карте он один, но тот, по которому прошёл я, не вернул меня обратно к ялику через светофоры и трапецию, а вывел к церкви на берегу. Правильным будет направление на юго-запад. Я же постепенно перешёл в ночной дайв и обнаружил у берега выползших раков, их даже искать не надо, они там повсюду. Была надежда увидеть сомиков, но, видимо, в другой раз.

Собственно, вот и всё, хотя я уверен, что со временем буду добавлять сюда новые фотографии по мере появления объектов.
Щёлковский карьер – это хороший пример того, как при наличии фантазии и творческого подхода из абсолютно посредственного изначально водоёма можно создать интересное место для погружений, на самостоятельное изучение которого потребуется не один дайв.