Skip to main content
Снимок экрана 2023-11-01 в 12.58.14

Когда речь впервые зашла о восхождении на Эльбрус, я был подобен коту, которого транспортируют в ванную — цеплялся за любые контраргументы. Интуиция говорила, что даже если я и зайду, то удовольствия в этом будет мало… Тем не менее, звёзды и определённые знаковые даты встали так, что сопротивляться было бесполезно и я смиренно начал готовиться к восхождению, убаюкивая себя распространёнными маркетинговыми заблуждениями, что это же самый простой маршрут, туда чуть ли не за один день заходят все, начиная с офисного планктона и заканчивая клиентурой эндокринологов…
Нюанс оказался в том, что маркетинг — это маркетинг, а 5642 метра — это 5642 метра. И по-гусарски с саблей туда не влететь ну вообще никак. Спасло лишь то, что мероприятие было организовано Александром Лутохиным, покорившим 7-ми и 8-ми тысячники, а на Эльбрусе так вообще бывшем как у себя дома. Его регулярные пендели в итоге и втащили нас на вершину.
Для штурма был выбран южный маршрут, как самый доступный для новичков. Ключевое место в восхождении занимает процесс акклиматизации, когда организм привыкает к высоте, поэтому на всё мероприятие заложили 10 дней, включая различные нежданчики по погоде.

21.06 мы прилетели в Минводы и три часа ехали до места размещения — гостиницы Иткол на высоте 2040 метров. С точки зрения человека, проработавшего несколько лет в крупнейшей российской отельной сети, гостиница скорее мертва, а о мёртвых принято говорить только хорошее, поэтому ограничимся тем, что из окна классный вид, кругом потрясающая природа, а стены помнят аккорды Высоцкого.

22.06 выдвинулись на поляну Азау и начали акклиматизационные выходы. План был зайти от подножья до Станции Мир сразу с 2350 на 3450 м, но на месте подъёма начались строительные работы, поэтому поехали на маятниковом подъёмнике до Станции Кругозор на 2950 м и далее пошли пешком до Мира.

Воображение рисовало покрытые травкой склоны в тени альпийских сосен, где мы ненавязчиво пинаем шишки и ведём высокие разговоры в процессе степенного подъёма, но на деле нас ждала осыпающаяся из под ботинок горная порода на фоне почти марисанского ландшафта с местами конским уклоном. Жалкие 500 м по высоте с непривычки дались тяжело и на Мир мы фактически вползли в мокрой одежде…

Короткий перерыв в экстравагантном кафе с хичином и чаем и второй подъём до станции Гарабаши на 3847 м. 

Тут уже стало совсем не до разговоров и постепенно начало доходить, куда мы вписались. Казалось бы — какие-то жалкие 350 м вверх, но по мере подъёма кол-во кислорода в воздухе неумолимо сокращалось и каждый последующий шаг давался с трудом. Добравшись до станции с языком на плече и почти вывернутыми лёгкими, мы спустились на канатке вниз и закончили первый день акклиматизации.

23.06 приехали на канатке сразу на Гарабаши, на 3847 м и далее пошли в вагончики Музафара на 4070 м, — небольшой приют чуть выше культовой сгоревшей гостиницы Приют 11. Разместились и выполнили выход до Верха гряд на 4380 м  в сторону Скал Пастухова. 

Обе вершины Эльбруса отсюда кажутся фактически рядом. Буквально пару шагов сделать и ты уже у подножья, а на самом деле тут около 10-ти часов хода… Не смотря на усталость от вчерашнего выхода, этот подъём дался сравнительно легко, наверное организм уже начал привыкать к высоте.

С Верха гряд спустились обратно в вагончики. Это место стало нашим базовым лагерем для основной акклиматизации и дальнейших выходов. Если в Итколе было страшно даже моим чемоданам, то вагончики представляли собой лютую квинтэссенцию самой сути слова «приют», т.е. места, в котором тебя устраивает абсолютно всё по сравнению с негостеприимным миром за его стенами.

Обитые пенофолом нары, кухня с баллоном пропана, капризный дизельный генератор да притаившийся на отроге деревянный туалет, норовящий на обратной тяге обдать тебя твоими же продуктами жизнедеятельности — вот всё, что нужно суровому альпинисту, чтобы перекантоваться до выхода на штурм!

Зато какие оттуда открываются виды! Вагончики стоят на южном склоне и при хорошей погоде можно любоваться восходом и закатом, или почувствовать себя маленьким Зевсом на вершине Олимпа над облаками. Я рвал волосы на голове, что вместо кучи ненужных тряпок не взял штатив для астрофотографии.

24.06 мы сделали очередной акклиматизационный выход до конца Скал Пастухова на 4700 м, но я всю ночь не мог заснуть, сил не было совсем, поэтому прошёл только начало и на 4580 м повернул назад. Если до Гарабаши мы шли по местами сыпучей горной породе, то выше ситуация стала ещё хуже, мы пошли по снегу, который на горнолыжном сленге называется «слэш», — подтаивающая каша в которой невозможно найти твёрдую опору. Такой подъём и спуск нереально выматывают, поэтому развернулся я с мыслью, что шло бы оно всё нафиг, никакой штурм мне не нужен и если я на него не пойду, то не имеет смысла и идти до конца Скал Пастухова, хотя доковылять потихоньку можно было бы. Лене, например, проходящая группа дала какое-то волшебное колесо и она продвинулась под его парами метров на 50 дальше. Сказала, что видела собаку в горнолыжных очках. Я сперва списал это на странный приход, но она принесла фото.

Ночевали снова в вагончиках, привыкая к высоте. Немного отпустило, решили всё жи идти на штурм и дойти хотя бы до куда сможем. Поспать удалось урывками по мере того, как отдавливался тот или иной бок и строго до того, как задул сильный ветер и где-то стал хлопать оторванный на ветру лист профнастила. Прогноз погоды испортился штурм было решено перенести с 26/27 на 28/29.
Мы спустились вниз и 25 и 26 поддерживали форму походами по экотропам, да восхождением до первой станции канатки Чегета на 2375 м.

Места там нереальнейшей красоты и я начинаю понимать тех, кто ездит на Кавказ ради простых походов по горам. Чегет — ван лав! Приблизительно так мы себе представляли подъём, а не вот это вот медленное умирание в подтаявшем снегу:) Нас не сдержал даже мелкий мерзопакостный дождик, хотя пару часов всё же пришлось переждать в кофейне.

27.06 вернулись в вагончики Музафара. Погода оставалась плохой, дул сильный ветер и ничего не оставалось, как просто ждать пока всё это закончится. Банальный выход в туалет вниз по склону превратился в квест «Как побороть обратную тягу и не принести больше чем скинул».
28.06 после обеда ветер стих и мы начали готовиться к штурму, — имитировали хождение по страховочной верёвке. На склоне соседи отрабатывали срыв в связке, — полезный навык, если он доведён до автоматизма годами и верный шанс угробить сразу всю связку, если об этом упражнении все её участники узнали накануне.

29.06 пошли на штурм. Погода устоялась, дул умеренный ветер, снег практически прекратился. На гору ломанулись все те, кто два дня сидел по вагончикам из-за непогоды! 
Наша скромная группа разделилась на «бывалых» и «халявщиков». Александр, за плечами которого были десятки восхождений на Эльбрус и покорённые 7-ми и 8-ми тысячники и Оксана, которая марафон вокруг Эльбруса 40+ часов бежала, в составе «бывалых» ушли пешком от лагеря в ночь с 28 на 29-е, а Александра, Лена и Я были записаны в «халявщики» и в 3:30 29-го должны были подняться на ратраке до начала Косой Полки на 5070 м. Через пару часов после выхода «бывалые» утратили свой статус, т.к. Оксана забыла солнечные очки (в условиях высокогорья лучше забыть дома трусы, нежели защиту глаз от солнца). Около 2:30 первая группа вышла на связь и сказала, что достигла Косой Полки. Слава Богу, мы были уже собраны и просто сидели и нервничали в ожидании часа Ъ, поэтому быстро нацепили кошки и ломанулись к ближайшему ратраку. Оказалось, что это как раз наш на 3:30, но раньше уехать мы не смогли. Дала себя знать разница с коммерческими группами, которые даже кошки не смогли вовремя пристегнуть, тупили, искали свои вещи и задержали выход на 15 минут. В результате мы уехали только в 3:45. Александр и Оксана замерзали на 5070 м под небольшим, но постоянным ветром уже больше часа. Воссоединились мы где-то в районе 4 часов. 

Солнце уже встало из-за горизонта, но нас от него закрывала восточная вершина, вдоль которой мы и двигались по Косой полке. Это самый муторный участок движения! Уклон постепенно падает, впереди маячит солнечный склон западной вершины и возникает иллюзия окончания пути, а он никак не хочет заканчиваться… Он стелется по горе и вот ты прошёл один поворот, второй, третий, а конца нет. Периодически ещё кто-то из длинной вереницы восходящих впереди мечет на склон чуть ли не под ноги содержимое желудка, что не добавляет веселья процессу.
Маршрут до Седловины на 5300 м занимает где-то 2,5-3 часа, которые ты идёшь постепенно переставляя ногу за ногу, лишь бы не сбить дыхание. Пока мы вышли на освещённую солнцем седловину, Оксану уже трясло от холода. Слава Богу у нас была жилетка с подогревом и обнимашки.

Тут, наверное, надо немного рассказать о том, что вообще потребуется в конце июня для восхождения из снаряги даже при самых жёстких условиях (подчёркнутым обозначено оборудование, которое использовал на штурме я):

  • Ледоруб (но можно и не брать, разве что на фотках покрасоваться);
  • Шлем (если вы хотите определиться нубом);
  • Беседка страховочная;
  • Самостраховка с карабинами;
  • Высотные ботинки;
  • Бахилы на высотные ботинки (можно и не брать, но кошки быстро забирают тепло с ног);
  • Кошки;
  • Палки трекинговые;
  • Очки солнцезащитные;
  • Маска горнолыжная;
  • Фонарик наголовный;
  • Пуховая куртка (желательно не менее 700 fp);
  • Ветровка утеплённая мембранная (можно лыжную);
  • Штаны утеплённые мембранные (можно лыжные);
  • Пуховый свитер;
  • Флиска;
  • Термобельё;
  • Термос;
  • Трекинговые ботинки (для акклиматизации);
  • Штаны трекинговые (для акклиматизации);
  • Рукавицы пуховые;
  • Перчатки флисовые;
  • Шапка тёплая;
  • Балаклава/бафф;
  • Панама/кепка;
  • Носки шерстяные;
  • Сланцы/кроксы (для нахождения в приюте);
  • Дождевики. 

Есть люди, которые заходят на вершину в горнолыжных куртках, но такая халява  зависит исключительно от погоды и выпадает редко. Я бы не рекомендовал экономить на утеплении, потому что случиться может всякое и зависнуть на горе в лёгком прикиде будет весьма рискованно.

На седловине обычно отдыхают перед подъёмом на саму вершину, скидывают рюкзаки и пуховки, т.к. начинает прижаривать солнце. У нас не прекращал дуть ветер и поднимались мы при полном параде, разве что молнии расстегнули, чтобы получить доступ к страховкам. Дело в том, что подъём крутой и необходимо пользоваться страховкой, чтобы не улететь вниз. Разумеется, никаких ледников и трещин там нет, но кувыркаться по крутому склону и припарковаться в конце головой в камень, коих там в изобилии, тоже приятного мало.

Страховочная верёвка оптимистично заворачивала вверх на горизонте, но это тоже был не конец. После верёвки мы вышли на плато, в конце которого маячил прищ вершины… Гора издевалась. Вот вроде и конец, но до него тоже надо дойти.

Слава Богу, всё, что имеет видимые границы, рано или поздно преодолевается и мы все вползли на вершину!

Мы стояли на пике самой высокой горы Европы, сзади подтягивались ещё люди, все радовались, делали фото, а я смотрел на плотный ковёр облаков и думал — А ведь ещё тащиться обратно!.. Но возвращаться всегда проще.

В целом, весь маршрут для новичка в среднем занимает порядка 12-15 часов:

  • Приют 11 на 4050 м — Начало Скал Пастухова 4500 — 2,5 часа;
  • Скалы Пастухова 4500- 4700 м — 1 час;
  • Скалы Пастухова 4700 м — Косая полка 5000 м — 1,5-2 часа;
  • Косая полка 5000 м — Седловина 5300 — 2,5-3 часа;
  • Отдых в Седловине — 2 часа (можно и быстрее, по самочувствию);
  • Седловина 5300 м — Плато 5620 м и далее вершина на 5642 — 2,5-3 часа.

В 4:15 мы вылезли из ратрака и в 11:48 были на вершине. Кстати, там надо сравнивать показания часов, т.к. телефон может цеплять Грузию и её время.
Обратный путь до начала Косой Полки занял почти 2 часа с 12:30 до 14:40, ещё минут 25 ждали ратрак и потом сломя голову собирали барахло в приюте, потому что канатка закрывается в 16:00, а оставаться в вагончиках не было уже ни сил, ни желания, ни еды, ни воды. В 15:50 наш ратрак с кучей рюкзаков/тюков/пакетов на щите влетел чуть ли не в турникет Гарабаши и мы горохом посыпались в кабинку.

Что я могу сказать в итоге, — это вообще ни разу не увеселительная прогулка, как может показаться на некоторых фотографиях. 
— Если Вам кто-то скажет, что там можно спокойно с нуля за день зайти на ратраке — скорее всего Вам ПЦ (просто ляжете с горняшкой);
— Если Вы не глубоко увлечённый аэробными видами спорта человек, как бы Вы не тренировались  — Вам ПЦ;
— Если Ваш рост не зависит от того, стоите вы, или лежите на боку — Вам ПЦ;
— Если у Вас скачки давления — Вам ПЦ.
В общем, надо сильно постараться, чтобы забраться на гору хотя бы с минимальными потерями. Лично я не помню в обозримом прошлом, чтобы я так уставал и выматывался.
Это нельзя сравнивать с трекингом и походами, потому что там ты устаёшь планомерно, тут же ты изначально нихрена не можешь сделать толком. Это нельзя сравнивать с другими горами, мол на Эверест зайти ого-го, а тут лишь 5642 м. Чем ближе к экватору, тем выше процентное содержание кислорода и одна и та же высота на Эвересте будет переноситься проще. Помимо этого, с высотой катастрофически падает влажность и при учащённом дыхании очень быстро наступает обезвоживание. Глоточек водичики меня буквально возвращал с того света и придавал сил.
В общем, я сидел в спускающемся вниз вагончике канатки и не мог поверить в то, что Эльбрус покорён, а я — выжил! Мне казалось, что я спускаюсь в нарзановый рай, а моё обезвоженное тело валяется где-то на Косой Полке среди жёлтого снега и выгоревших на солнце чайных пакетиков. Альпинистами в итоге мы не стали, но в горах определённо что-то есть…

Небольшое видео напоследок.