В сезоне 2023-2024 мы откровенно не накатались, не хватило даже Новогоднего Шерегеша. Продолжать утюжить после него безблагодатные подмосковные склоны не было никакого желания, особенно после аварии в Степаново, поэтому, когда в середине апреля поступило предложение закрыть сезон в Кировске, мы даже особо и не думали. Пускай лошадь думает, у неё голова большая, а мы просто упаковали лыжи и 25-го апреля приземлились в Хибинах. Поскольку определились мы за 2 недели до вылета, математика вышла не особо приятной: перелёт до Кировска — 30479 руб/чел., квартира у склона на 6 ночей — 60 231 руб.
В Кировске мы были впервые. В городе расположены 2 горнолыжных курорта со сложнопроизносимыми сперва названиями Кукисвумчорр и Большой Вудъявр. Первый имеет всего 6 трасс и больше рассчитан на фрирайд, основная же масса народа катает по 25 трассам раскинувшегося по отрогам горы Айкуайвенчорр (1075 м) Бигвуда. Впрочем, 25 трасс — это очень громко сказано. По факту там 3 склона, из которых катают в основном два — Южный и Северный. Трассу школы олимпийского резерва и учебную напротив во внимание можно не принимать, а спуск с Северного склона в сторону Южного используют преимущественно как транзитный. Лично я не видел народа, который бы целенаправленно катал 9, 10 и 14-ю трассы, если нет очередей на бугеля Южного склона.
Сколько раз я пытался для себя составить впечатление про какую-нибудь нашу горнолыжку из отзывов в сети, — усреднённый курорт всегда уныл и неказист. Секрет этого кроется в том, что написаны эти отзывы людьми, которые любят поселиться в паре вёрст от спуска, а потом ныть на инфраструктуру, или приехать на склон к 12 часам и жаловаться, что трассы не подготовлены к прибытию их великоцарских задниц. И это не говоря уже о классических жалобах на то, что всё дорого, нет снега, или кругом лёд, столовое серебро в кафешках не чищено, в меню нет буайбеса на щучьих щёчках, персонал не обучен обращению с боярами и т. д. Поэтому я перестал читать всех этих душнил и просто еду и смотрю сам. Как по мне, в Кировске есть над чем поработать, но и плюсов тоже предостаточно. С них и начнём.
Самый главный плюс — продолжительность сезона. Это убивает все минусы. По такому снегу я катался в Андорре в начале марта, а тут уже май! При хорошей зиме народ катается в Кировске вплоть до июня. Разумеется, нельзя списывать со счетов, что это уже весна, поэтому внизу у трасс и вообще на территории входа на курорт махровейший слэш. Именно поэтому мы не катались на Северном склоне, — на выкате со всех трасс (особенно с 17-й), за исключением 23-й, его просто по колено, что убивает весь кайф от спуска. В остальном, всё вполне пригодно для катания в удовольствие, а на пике Южного склона так вообще пушистый снежок.
Нельзя не отметить удобство пополнения скипаса. Единожды купив на сайте и получив в кассе, далее на него можно закидывать деньги удалённо. Просто выбираем на сайте пополнение, сканируем QR-код на карточке, оплачиваем и все дела. Процедура занимате меньше минуты, можно прямо в очереди на подъёмник делать. Также удобно расположены картридеры на турникетах, — ты просто мимо них проходишь, не надо никуда тянуться, или загибаться раком, как в Шерегеше.
Ещё один плюс — чередование кресел и кабинок на основной канатной дороге К6 и разделение потоков на них. Это реально очень удобно, потому что сноубордисты предпочитают кабинки, а лыжники — кресла. В результате никто никому не мешает на выходе. Также тут кроется хитрый ход разделения очереди на две, хотя по факту канатка-то одна.
Также нельзя не отметить удобную и понятную маркировку трасс. В начале трассы и, что важно, на разветвлениях всегда стоит указатель с номером, цветом и направлением, а сама трасса помечена по краям сеткой, или столбиками соответствующего цвета со светоотражающим элементом наверху, который реально помогает в тумане. В местах резкого перепада уровня, или других потенциально опасных участках, стоят растяжки.
Сами трассы в основном прямые, с незначительными поворотами. Я не особо люблю лысые горы, где глазу не за что зацепиться, но это даёт другой плюс — ширину трасс, плюс возможность относительно безопасно выехать за её пределы. Например, в конце 23-й красной трассы Северного склона есть довольно резкий крутой участок, уклон и ширина которого больше соответствует чёрной трассе, плюс там ещё несколько человек обычно сползает на кантах и я всегда объезжал его по склону, хотя с этим тоже надо быть осторожным в виду лавинной опасности.
Лично мы для себя предпочли Южный склон, даже не смотря на его бугеля. Когда я впервые проехался на самую вершину от подножья, мне показалось, что ещё чуток и я уже въеду в Москву…
Северный открывается в 9:00, Южный — в 10:00. Каждое утро мы поднимались на канатке К6 на вершину Северного, спускались по 9+8 трассе к бугелям К1 и К3, разминались на 1 трассе и далее катали или по 6+7-й, или по 3-4-8-11 трассам. Когда на бугелях К3 и К1 выстраивались 40-минутные очереди, а это стало регулярно происходить после 30 апреля, мы переключались на канатку К4 и катали транзиты 9, 10 с выкатом на учебную 11-ю к бугелю К5. Возвращались обычно в районе 16 часов по 23 трассе. На вечернее катание не выходили ни разу, т.к. оно исключительно по Северному склону, а месить его слэш на выкатах особого желания не было.
В части подготовки трасс ничего плохого сказать не могу, но не будем забывать, что это весна и с утра вы едете не по вельвету, а по ратраченному замёрзшему слэшу, поэтому с утра лучше идти на пик южного склона и катать там по приятному снежку 3-ю трассу, пока температура не поднимется.
Инфраструктура курорта, за исключением подъёмников, в рамках моих потребностей лично меня устроила, но я не могу отнести её к плюсам, т.к. там есть чем заняться. На входе нас встречает типичный набор горнолыжного курорта: касссы, сервис, прокат, хранение, пара кафешек. Народ жалуется на её недостаток в сезон, но за несколько дней катания в пик я не ощутил каких-то проблем. В кассы я заходил один раз, когда забирал скипас, сервисом и прокатом не пользовался, в кафешках место было всегда, единственный вопрос возник к хранению. Стоимость дня — 700 руб. Сутки — 1400 руб. Сперва может показаться, что тот, кто устанавливает цены, просто перестал принимать свой галоперидол, но если вы попытаетесь взять кабинку, то они практически всегда заняты. И вот тут мы переходим к минусам курорта, над которыми надо ещё работать и работать…
Раз уж коснулись хранения, — за 1700 кабинки берут и будут брать, потому что ценник выбран исходя из вашей возможности платить. Одной из наиболее существенных проблем Кировска является отсутствие вменяемого жилья около подъёмников, из которого ты можешь дойти до них в горнолыжных ботинках. Про ski-in/out я вообще молчу. Да, есть Powder, есть Sokorma, но топать до них могут позволить себе только сноубордисты и пока в городе сутки будут в районе 7000 руб., народ будет брать эти ячейки, потому что это всё равно дешевле, чем проживание в ближайших к подъёмникам домах на Олимпийской 79, 85 и 87. К тому же, в одну ячейку спокойно влезет 3 комплекта лыж, а ботинки всё равно лучше сушить дома.
Поскольку жильё мы искали за 2 недели до вылета, вариантов было уже не особо много. Сняли 3-х комнатуню квартиру на Олимпийской 79, все знают эту 5-ти этажку с граффити. Как я уже писал выше, за 6 ночей она нам встала в 60 231 руб. на компанию, или лично мне 6700 руб/стуки. Те же 6700 вы заплатите за номер в отеле + хранение, но качество предоставляемого сервиса несравнимо, т.к. в номере есть завтрак, его убирают, он выглядит хотя бы относительно пристойно, а во всех квартирах в этих домах страшно даже моим чемоданам. Со слов местных, их берёт в основном компаниями питерская молодёжь, поэтому хозяева давно забили что-то там делать — и так сойдёт. Идти оттуда якобы 7 минут по карте, но это не тогда, когда ты в горнолыжных ботинках тащишь 2 пары лыж и на входе в курорт преодолеваешь сугробы слэша.
В общем, спасибо этому дому, пойдём к другому. В следующий раз я лучше заплачу за отель и хранение.
Самый главный минус — Бигвуд явно зашивается в сезон. Пик — это апрель-май, т.е. основные горнолыжки страны уже закрываются, или со снегом там совсем плохо и все фанаты стекаются в одно место.
Вот так выглядит посадка на основную канатку К6 в районе 10 утра, которая является фактически единственным входом на все трассы. На Южном склоне практически нет машин на парковке, все попадают туда с Северного. Слева очередь на кресла, справа — гондола, но фактически это одна очередь. Фанаты Красной Поляны сейчас не поймут, в чём проблема, но лично я считаю, что со склона надо уходить, когда накатался, или ноги не держат, а не когда времени уже 16:30, а ты спустился всего 5 раз…
А вот вход на бугеля К1 и К3 в районе 11 часов. Эту очередь мы стояли 25 минут. Бугель К1 — перекладина, К3 — тарелка. К3 двигается быстрее, за подъём на нём я обгонял 4 посадки на К1, но на К1 в большинстве случаев за раз уезжает по два человека, плюс некоторые сноубордисты не особо дружат с тарелкой и пропускают по 2-3 бугеля, прежде чем уедут, поэтому с точки зрения скорости нет особой разницы куда стоять. Разница лишь в доступе к трассам: с К1 можно попасть на трассы 1, 7, перейти на бугель К2, а с К3 можно попасть на все трассы на спуск и перейти на бугель К2.
Справедливости ради, параллельно бугелям в наш приезд уже тестировали канатную дорогу и она реально вытащит Южный склон, но не забываем, что попадаем мы сюда с Северного, да и на Северном тоже катаются.
Кстати, не смотря на очереди, все эти люди растворяются на трассах. Это можно будет увидеть на видео ниже, да и на фото видно — нет абсолютно никакой плотности. В части сравнения очередей, ниже вход на К1 и К3 до майских.
Следующий неприятный момент, напрямую вытекающий из очередей — обилие левых инструкторов с детскими группами без аккредитации. Ничего не имею против их желания заработать, но пускай стоят наравне со всеми, а не лезут без очереди! Детей, кстати, вообще просто какое-то запредельное количество, но они в основном или на учебках, или на 1-й и 2-й трассах.
Другая проблема, которая не требует каких-то вложений, а просто крепкого хозяйского подхода администрации — отсутствие ума и фантазии. Возьмём вход на курорт — слэш по колено. Ну так трудно убрать его, или кинуть перфорированные резиновые маты на входе? Народ прёт через весь город и эти последние 15 метров хуже всего похода через Кировск.
Посадка на К1, — это просто какой-то б*ядский цирк! Лыжники на подходе все боком, потому что уклон к турникету, сноубордисты вообще предпочитают встёгиваться прямо перед посадкой. Перед самим турникетом подъём, все тянутся к поручням и втягивают себя в проход. Турникет частенько любит сделать полный поворот, оставив тебя перед ним с использованным проходом. Я три раза наблюдал подобную картину перед собой и сам выстёгивался и прокидывал лыжи под ним пару раз. Думаете прошли турникет и всё закончилось? Хрена лысого! Пока замечание не сделаешь, или пока у кого-нибудь нога не съедет — непосредственно перед стартом к бугелю будет расти ледяная гора. И ты ещё этот персонал найди, пока кто-нибудь не упадёт, никого не видно.
Аналогичная ситуация с уклонами на К5, только не к турникету, а в обратную сторону. Допустим, турникет К1 просто устал за сезон, на нём не написано, но уклоны-то видно невооружённым глазом. Ну неужели нельзя у Фосагро взять грейдер и поработать с рельефом летом раз и навсегда, раз уж у них шефство над курортом?
Однако, вернёмся к инфраструктуре. После подъёма на К6 мы попадаем на пик Северного склона, где расположено кафе Плато. В одном здании находится видовая терраса, бистро на 200 посадочных мест, бар и ресторан, который работает с 20:00.
Бистро работает по системе шведский стол. Платишь 1200/чел. и имеешь неограниченное кол-во подходов. Кормят вкусно, единственное что заявленных 200 мест немного не хватает. Мы зашли в час и было написано, что свободно 74 места. На практике это означает по 2-3 свободных места за 4-местными столами. Т.е. большой компанией не сядешь, да и вдвоём придётся к кому-то подсаживаться. Мы сели втроём описав круг по залу и увидев, как одна пара уходит.
Для сравнения, чтобы поесть на Южном склоне вы потратите те же 1200 за обед, но его объём будет существенно отличаться от Плато + вы отстоите просто конскую очередь. Тем не менее, даже с началом майских я спокойно садился там в подвале — места были всегда. Также есть и столики снаружи. Еда ближе к столовской, но вкусно. Ценовая политика сродни ячейкам хранения — будете платить, потому что альтернативы нет.
Что касается досуга после лыж, то мы тоже особо не скучали даже при том, что весь Кировск можно из одной точки в другую пройти минут за 40 максимум. Центр городка вполне себе по-домашнему уютен и мил даже не смотря на кубометры таящих чёрных сугробов. Периферия — типичное панельное строительство, хотя надо отметить, что в нашей пятиэтажке была приличная высота потолков и площадь комнат.
Ресторанов тоже хороших хватает: Хибины в Тарелке, Полярки, Перец, Гамарджоба. Везде хорошая кухня, чек ориентировочно 1500 руб./чел, если не бухать и не жрать с золота.
Из развлечений есть неплохой музей, но мы в него не попали и Снежная деревня — вот это реально обязательный пункт к посещению. Ты думаешь, что просто увидишь несколько скульптур изо льда, но реальность в разы превосходит ожидания…
Начнём с того, что это не открытое пространство, а цепь залов, вырубленных в специально подготовленном массиве искусственного снега.
Его набивают из пушек, мешают, утрамбовывают. Снег схватывается быстро и если упустить момент, всё нужно рушить и делать заново. Затем, когда массив сформирован, вырубают основные залы и проходы, а затем туда заходят художники, — каждому по своему залу, где они реализуют свою тему. Китайские мотивы, русские народные сказки, фольклор майя, модерн и абстракция — чего мы там только не видели…
Там же можно прокатиться и на сноубасе — поставленном на лыжи автобусе, который тащит за собой ратрак. Тоже интересное времяпровождение, особенно когда можно по блату проехаться в кабине ратрака — это наверное самое удобное кресло в траспортном средстве, в котором я когда-либо сидел.
Маршрут пролегает в долине гейзеров, хотя технически это не совсем гейзеры, а скорее просто бьющие из под земли ключи. Каждый год вокруг них намерзают массивы поразительного голубого льда.
Оглядываясь назад на свой в чём-то не самый лучший опыт первого визита, что я могу посоветовать людям, которые также поедут в Кировск впервые, чтобы они максимально получили удовольствие от этого места?
- По прилёту, если пользуетесь Яндексом, надо обязательно ставить галочку «перевозка лыж», иначе некоторые таксисты могут не повезти. Все машины — эконом, нет комфорта или комфорт+, поэтому в салоне просто может не быть места. Для справки — наш чехол на 2 пары лыж с максимальной ростовкой 180 влез в логан (сами удивились).
- Бронируйте отели и камеру хранения. Не стоит портить себе отдых. Во-первых — транспортировка снаряги, особенно если вы лыжник, это далеко не самая приятная вещь после хорошей каталки. Во-вторых — пускай у всех барыг Кировска кружится голова, так сильно мы будем вертеть их на одном месте, пока они не приведут свои халупы в нормальное состояние.
- Если вы приехали в пик сезона и хотите сделать спусков по максимуму, приходите на К6 к открытию в 9:00. Вы успеете сделать длинный спуск по Северному склону в рамках своей подготовки или по 23-й, или по 18+17 трассам и снова встать в очередь, пока она будет ещё в рамках разумного. Далее спускайтесь на Южный склон и катайте его, пока очередь на бугеля К1 и К3 также будет терпимой. Наверху на К1 всегда не так много народа, да и снежок поприятнее, поэтому, если устраивает не особо длинный красный спуск — можете катать там. Если очередь на бугеля уже вас напрягает, скатывайтесь в самый низ на бугель К5, поднимайтесь по нему и канатке К4 на Северный склон и катайте транзитные трассы 9, 10, 14. Кайфа в них мало, но так вы хотя бы будете меньше стоять и больше кататься.
- Хороший завтрак — это залог, что к моменту того, как вы уже сделаете пару спусков по транзитным трассам, народ проголодается и очередь на бугеля станет поменьше, а когда проголодаетесь уже вы, то на Плато 100% будут свободные места в бистро.
- Рестораны на вечер в сезон лучше бронировать за пару дней. Исключение, — Хибины в Тарелке. Они бронируются на праздниках на несколько дней вперёд.
Ну и под занавес небольшое видео, ибо лучше один раз увидеть, нежели сто раз услышать (ну или несколько раз прочитать).