Обычно на новогодних праздниках мы снимаем рыбов где-нибудь существенно южнее, но в этом году нас пленили горы! На лыжах я чувствую себя не так уверенно, как в ластах, а на ниве горнолыжного репортажа так и вообще словно в дырявых носках на богемной вечеринке. Подозреваю, что без видео и съёмок с дрона тут вообще ловить нечего, но по видео я сварщик так себе, а с дроном каждый раз клятвенно обещаю себе разобраться перед очередной поездкой, но бюджет стабильно уходит налево, поэтому не судите строго.
Сложилось так, что новогодние праздники мы с друзьями решили провести на Архызе, — горнолыжном курорте, расположенном на восточной границе Западного Кавказа между хребтами Абишира-Ахуба и Габулу в Карачаево-Черкесской республике.
Курорт открылся в последние дни 2013 года и с тех пор он принял почти 2,5 миллиона туристов, хотя оставался практически неизвестным на фоне той же Красной Поляны. В 2016 году курорт стал победителем в номинации «Лучший молодой горнолыжный курорт России» премии «Лидеры спортивной индустрии», в 2018 году получил национальную премию в области физической культуры и спорта и вот тут уже пришло признание и стабильный поток туристов. В 2022 году «Архыз» стал лауреатом национальной премии «Горы России». Курорт победил в номинации лучший горнолыжный курорт Северо-Кавказского федерального округа.
Три часа езды от международного аэропорта «Минеральные воды» — и вы на месте, но учитывая специфику жилья и расположение подъёмников на курорте, ехать решили на своей машине, а жить в самом посёлке, а не на курорте. Два дня неторопливой дороги и мы заехали на парковку арендованной базы Мустанг.
Хозяева местные, всё сделано от души, как для себя, что видно по многим мелочам. Чувствуется, что хозяйка приложила руку) Разумеется, разместиться можно и в нескольких отелях у самих подъёмников, но к моменту бронирования сутки на двоих там уже стоили как двухдневное проживание четырёх человек на подобных базах. То же самое можно сказать и о скипассах, — покупайте заранее. Мы взяли в ноябре, по случаю чёрной пятницы, 5 праздничных дней безлимитной каталки за 10 000 на человека. Дни считаются по проходу через туриникет. Не катаетесь день — он не считается. Очень удобно, если вдруг не рассчитал силы, укатался и ноги не держат.
Сам посёлок расположен в 10 км от подъёмников и при выборе жилья стоит учитывать ещё и тот нюанс, что разместившись в Архызе утром вы будете минут 20-30 стоять в пробке на въезд, а после окончания работы подъёмников можно вообще легко ехать обратно час. Официально курорт открывается в 8:30 и работает до 16:30, но для любителей свеженького вельвета есть тариф Тариф «Первый след» за 7000 руб., который позволяет начать катание за час до открытия. Отдельный сотрудник будет сопровождать группу до 5 человек и в 7:30 специально для них откроют синюю трассу №2 «Персеиды» длиной более 3 км, а с 8:30 для пользователей тарифа «Первый след» начинает действовать тариф «Фаст трек», который дает право прохода без очереди на все канатные дороги до 16:30.
Трассы на Архызе спускаются навстречу друг другу с двух склонов — Южного и Северного. Суммарная длина трасс — 27 км: 4 зелёных трассы, 5 синих, 5 красных и 2 черные. Объективно синие трассы и чёрные трассы почти как красные.
В долине построены две туристические деревни, Романтик и Лунная поляна. Работают 8 канаток: 4 гондольных и 4 кресельных, а также идет строительство новой гондольной канатной дороги «Орбита», которая поднимет на высоту 3014 м и позволит заглянуть на другую сторону хребта Абишира-Ахуба. С Романтика идёт Северное Сияние, которое поднимает на северный склон и Млечный Путь, который поднимает на южный склон. С Лунной поляны идёт Лунный экспресс в ту же точку, куда приходит Млечный Путь.
Почти на 100% склоны оборудованы системой искусственного оснежения, что реально втащило нас в этом сезоне. Часть зелёных трасс в Романтике освещена для вечернего катания.
В каждой из туристических деревень есть парковка для посетителей, сервисный центр, инфоофис, кафе, прокат, служба инструкторов, учебный склон и детская школа. В общем, к инфраструктуре вопросов нет.
Вся жизнь сосредоточена в Романтике, где по утрам начинается плотная работа ДПС в сотрудничестве с местными шкурами, загоняющими вас с обочин на платные парковки, если вы не успели на курортные. Стоимость такого «паркинга» 500 руб/день, но если неохота платить, то можно спокойно проехать мимо Романтика на Лунную Поляну, где есть бесплатный паркинг (вернее платный с поднятыми шлагбаумами). Да, от него немного дольше пилить до подъёмника, но зато по асфальту, а не по раскисшей глине произвольных парковок. Также, если не гонитесь за свеженьким вельветом, можно приезжать часам к 11, когда парковщики набьют карманы и искать бесплатное место вдоль обочины. Не смотря на знаки, оттуда никто никого не эвакуирует.
Мы начали каталку с южного склона и подъёмника Млечный Путь, оснащённого комфортными гондолами на 6 чел. Он поднимает на 2240 м на площадку, где расположено кафе, туалеты, пункт спасателей, старт парапланов, видовая площадка и начинаются трассы №2, 4, 12, 14, 16. Также там расположена станция канатки Орбита, которая будет поднимать на 3014 м.
Со снегом в этом году не особо повезло, на южном склоне на Новый Год работали всего несколько трасс: 2, 4 и 12 не считая ученических зелёных трасс 6. 10 и 18. Нашим фаворитом стала трасса №2 «Персеиды», которая характеризуется чередой пологих и крутых спусков, интересным рельефом и видами. Также с неё открывается прекрасный обзор на северный склон.
Не смотря на то, что трасса не сильно сложная, отсутствие снега и погода оголили склоны на крутых спусках, народ уже к обеду стабильно накатывал бугров и прохождение некоторых участков превратилось в реальную проблему для людей, которые выбрали эту трассу как синюю. На обочинах появились характерные следы от спуска на жопе.
Другой способ попасть на южный склон — воспользоваться подъёмником Лунный Экспресс с Лунной Поляны. Это кресельная канатка на 6 мест. Приходит она на ту же площадку на 2240 м и скатиться к её началу можно по трассе №12.
Канатная дорога Северное Сияние поднимает на северный склон на высоту 2339 метров. Она делится на 2 участка: первый перекидывает вас через дорогу к подножью северного склона, где надо сделать пересадку для подъёма на саму гору в комфортабельных 8-местных гондолах. На самой горе находится кафе, туалет, пункт спасателей.
Вид с северного склона конечно открывается аховый, а самое интересное, что это не конец маршрута, — есть ещё небольшой подъёмник также на вагончиках на высоту 2505 м, где можно скатиться на 2339 м по зелёной трассе, но и это не конец! По канатке Апполон можно подняться на 2840. Во время нашего визита она была закрыта и осталось довольствоваться небольшим плато на 2339. Народ поднимается туда, в основном, ради фоток.
На самом плато находится зелёная трасса, которая позволяет новичкам кататься на вершине горы в лайтовых условиях, а с плато идёт спуск вниз по трассам №3 и 5, которые потом разделяется на №7, 9 и 11. Северный склон покруче южного и обычно до обеда катаются на нём, а после, когда солнце уходит, перемещаются на южный. Из-за погоды некоторые участки также были закрыты, что привело к повышенному трафику на оставшихся, буграм, прогалинам и т.д. Лично я съехал исключительно с помощью мата и всевышней помощи.
По трафику можно сказать, что 31 декабря и 1 января мы толком нигде не стояли вообще. Со 2 числа появились очереди минут на 5-10, что для завсегдатаев Красной Поляны, привыкших жить в очередях на подъёмник, может вызвать лишь снисходительную улыбку. Кстати, примерно числа со 2-го начал появляться народ с Красной Поляны, где не было снега вообще. Люди просто бросали отели и ехали в Архыз.
Что касается досуга, то можно покататься на снегоходах, вездеходах, есть экскурсии на снегоступах, полеты на парапланах. Те, кто не катаются, могут подняться на всех гондольных канатных дорогах, прогуляться по смотровым площадкам Южного и Северного склона. Есть каток, тюбинг, можно съездить на перевал и полюбоваться видами, а можно даже записаться на экскурсию в обсерваторию!
Причём, обсерватория — это прямо гипермегалохотрон! Воображение рисует научных сотрудников в белых халатах, заботливо приглашающих вас к гигантскому телескопу, раздвигающийся купол и познание вселенной в мельчайших деталях вплоть до чирья на заднице инопланетянина, но на деле вы по какой-то явно коррупционной схеме попадаете на территорию научного городка, где с балкона ведомственной гостиницы якобы младший научный сотрудник рассказывает вам кул-стори про космос и даёт поглядеть на него в пару телескопов с Авито. Не сказать, что это прямо замануха, я услышал там много нового, например, просто это не то, что все ожидают от словосочетания «экскурсия на обсерваторию». Тем не менее, таки я скажу вам, что желающих за 1000 кровных хоть отбавляй, потому что небо там конечно бомбическое и это не смотря на то, что из-за полнолуния было сильное световое загрязнение. Хорошо, что я благоразумно прихватил штатив и 200-600.
По инфраструктуре самого посёлка тоже хорошо. Мы по дурости, посмотрев на Яндекс картах, что нет ни одного сетевого магазина, набрали полную машину, но на деле всё можно найти на месте в Архызе: кафе, магазины, нереальное кол-во прокатов как с б/у, так и с новой снарягой (порядка 1200-1500 руб за комплект в день против 2000 у официалов). А какие там хичины, какая колбаса! Испанские традиционные рецепты нервно курят в стороне! Я уже не говорю о традиционном кавказском гостеприимстве!
Всё время нашего пребывания стояла солнечная тёплая погода, мы не использовали даже половины утеплителей, катали в простых термухах с расстёгнутой вентиляцией на костюмах. Не было ни ветра, ни какой-то облачности, а вот в день нашего отъезда повалил снег, поднялся ветер и каталку закрыли.
В общем, на Архызе нам очень понравилось, однозначно приедем ещё. Может поживём у подъёмников для разнообразия и наконец-то разберёмся с видео и дроном.
Не прошло и пары месяцев, как мы снова оказались на лыжах. На этот раз выбор пал на Абзаково, вернее выбрали его наши друзья, а мы упали им на хвост. Никогда не слышал об этом горнолыжном курорте, но когда попытался забронировать номер в самом посёлке, спортивной деревне или в окрестностях, оказалось что мест ВООБЩЕ НЕТ нигде, ни за какие деньги! Слава Богу, друзья взяли двухкомнатный люкс и так мы вписались в стоящую на отшибе в предгорьях Урала базу Кизиловая.
Забудьте о дефиците снега, — это настоящая русская зима! Прогноз обещал нам ветер до 14 м/с пару дней (что означало закрытые подъёмники), -15С, метель всю неделю и всего пару солнечных дней, однако Росгидрометцентр традиционно всрался и снег у нас шёл дня три от силы, а в остальное время стояла тихая погода с переменной облачностью и температурой от -7 до -14С.
Пару часов лёта из Москвы до Магнитогорска, 60 км от него и вы на месте. Горнолыжный сезон здесь открывается в ноябре и длится почти до конца мая. Всего функционирует 13 трасс общей протяженностью около 18 км. Перепад высот 320 м.
Курорт раскинут по склону. Мы жили у подъёмника «Комета» с креслами на 4 человека, до которого от базы надо идти минут 10. В центре пять современных бугелей, три из которых весьма резво поднимают на вершину. Непосредственно от дома отдыха Абзаково идёт древняя кресельная канатка на двоих протяжённостью 2120 м. Ехать по ней минут 20, поэтому прикидывайте сами, готовы ли вы на такой подвиг при хреновой погоде, или проще поселиться у бугелей, или относительно современной «Кометы». На схеме всё выглядит близко, но по факту это расстояние не для путешествия со снарягой.
По части размещения в Кизиловой могу сказать, что этот вариант для тех, кому не нужен ежедневный движ и кто не особо привередлив в еде. Там вокруг ничего нет, вы будете ограничены форматом базы. Сами номера — традиционные домики для лыжников из бруса. Кафе, которое по факту столовая, работает с утра до 23:00, цены — реальный коммунизм (всё остальное тоже). Комплексный завтрак — 200 руб. Бифстроганов — 370 руб. Супы в районе 160 руб. Еда столовская, но вкусная.
Особо жопу мы не рвали и на склоне появлялись в районе 11-12 часов. Пару дней у подъёмников даже была очередь, в остальное время там можно было прямо к турникету выкатываться.
По инфраструктуре можно сказать, что на есть) Фасфуд-кафе, прокат, место для переодевания и касса. Самый приемлемый вариант по деньгам — это тариф «Единый» на три дня за 5400 руб. в будни. На праздниках 5800 руб., но если сильно попросить, то сделают скидку. Старт считается по первому проходу вне зависимости от того, будете ли вы кататься три дня подряд, или будете делать перерыв. Немного неудобно и я надеюсь, что это в будущем изменят.
Фаворитом стала трасса №12, которая не знает ретрака. Она указана как синяя и такая и есть по большей своей части, за исключением небольшого серпантина в самом конце, который можно смело маркировать как красный с элементами чёрного. Большую часть мы сделали по ней исключительно из-за видов и леса, сквозь который катишь. Также эту трассу котируют фрирайдеры, т.к. с неё можно смело ехать через лес к подъёмнику, что мы разок зачем-то и сделали на трассовых лыжах…
С «Кометы» также можно съехать к бугелям, для этого достаточно уйти левее на пару спусков с трассы №1. Один из них относительно пологий, другой больше похож на красный.
На бугелях очереди вообще нет, т.к. они довольно резвые, особенно тот, что с чёрными дисками. Рванул так, что я чуть из лыж не вылетел, да и вообще падающий с него народ там — это не редкость. Также в зоне бугелей находится несколько кафе, магазин, сервис, медпункт.
Бугеля поднимают на самую вершину горы, откуда можно или скатиться к «Комете» и далее по трассам №1 и 12, обратно к бугелям по трассам №2-6, или в сам посёлок Абзаково по трассе №10, или на промежуточную станцию канатки из посёлка по трассам №10, 11, 13. На самой вершине также находится кафе, но есть там нечего, максимум пирожок.
Также с бугеля открываются прекрасные возможности для фрирайдеров, который или съезжают в лес с трассы №10, или пытаются спуститься с горы у трассы №1.
Сложно сказать, где катает большинство народа. На бугеле конечно интереснее, но больно уж трассы коротковаты… Зато есть возможность покататься после захода солнца. Трасса №5 освещается, но не гоните, т.к. фонари стоят редко и есть места, где рельеф совсем не читается и под снегом лёд.
Один день выделили для посещения соседнего курорта Банное. Катать там можно по тем же скипассам, что и в Абзаково, но уровень трасс уже на голову выше и тут часто проходят спортивные соревнования. Канатная дорога укомлпектована гондолами на 8 человек и поднимает на вершину горы, где расположен ресторан. В целом, инфраструктура побогаче, чем в Абзаково, но в день нашего визита солнце мы захватили всего чуток, потом пошёл сильный снег и в полной мере мы катание там не оценили.
Конечно, Банное однозначно стоит посетить, если уж приехали в Магнитогорск. Можно разместиться и там, а ездить в Абзаково, дорога занимает всего минут 40, но на мой взгляд в Абзаково трассы поинтереснее и в Абзаково можно жить условно у подъёмников, а в Банном это однозначно такси, или своя машина.
Из досуга в Абзаково есть снегоходы, вездеходы, аквапарк, зоопарк под открытым небом, сауны, кафе, боулинг, бильярд, детская игровая комната и т.п), прокат спортинвентаря, центр биатлона, пикниковые поляны, хаски-город и даже не совсем актуальная для зимы пляжная зона «Остров». Из всего этого великолепия мы сходили только в хаски-город. Там можно покататься на упряжках, но я не особо люблю такое, поэтому ограничился только посещением вольера.