Нырнуть на исторической родине я планировал ещё задолго до того, как в Ухани кто-то сделал неудачный гастрономический выбор и присадил на зад всю планету. В сфере туризма воцарилась такая тишина, что можно было услышать, как в подвалах опустевших отелей попёрдывают мыши. Тогда это казалось реальной проблемой, но сфера услуг не терпит вакуума, поэтому вместо угара под дешёвым олинклюзивом, люди стали культурно убиваться водочкой на родных просторах. Надо отдать должное, за пару ковидных лет инфраструктура внутреннего туризма сделала колоссальный шаг вперёд, поэтому, когда в свете недавних событий граждане некоторых стран пожелали нам нырять исключительно в наших «лужах», отечественные дайверы лишь снисходительно улыбнулись и спокойно разъехались по дайв-сайтам Сахалина, Баренцева, Белого и Японского морей, дабы насладиться суровой красотой нашей природы.
Во Владивостоке много клубов и дайв-центров, но мы остановили свой выбор на Наутилусе, ибо наши друзья ныряли там ещё до тех времён, когда дайвинг на Дальнем Востоке стал мейнстримом. Клуб расположен в Андреевке, а имеющийся в распоряжении катер позволяет покрывать существенную часть живописной акватории недалеко от Дальневосточного Морского Заповедника. За время своего визита мы нырнули на таких сайтах как рэки Князь Владимир, Кварц, Лысьва и Лахтак, Гамовская стенка, Гроты, Камни Алексеева, Два Крокодила, Клёпка, остров и мыс Таранцева.
Для визита мы выбрали конец сентября, т.к. это золотая осень в Приморье и окончание сезона. Размещение уже стоит дешевле, народу поменьше. Говорят, что в пик на катере было 20 человек, хотя он вроде из стеклопластика, а не из резины. На мой эгоистичный субъективный взгляд, комфортное размещение без суеты при сборе, отдавливания ласт и встреч пятки твоего баллона с чьими-то щами, — это 8 человек ныряющих (без гидов) при единовременном входе в воду. Если на катере больше людей, они должны уже уходить второй группой, тем более, что в наличии имеется просторная аппарель, куда можно вытеснить излишне тормозящих дайверов.
Вне зависимости от того, когда вы планируете дайвинг в Приморье, всегда надо брать небольшой запас на своенравность местной погоды. Можно запросто заехать в какой-нибудь тайфун или циклон и прокатать вату на берегу несколько дней. Во время нашего визита Андреевку зацепил хвост какого-то очередного катаклизма и это не смотря на то, что мы приехали как раз под окончание одного из них. Оба этих фактора негативно сказались на видимости, поэтому вместо традиционного перечисления дайв-сайтов и фотографий с них я смещу фокус на обитателей подводного мира.
Первое место у нас занял не король этих мест, тихоокеанский осьминог Дофлейна, а такой типичный для тихоокеанского побережья России подвид тюленя, как ларга, или дальневосточная нерпа. Мимимишность этих животных просто зашкаливает. Не смотря на то, что нерпы не относятся к морским котикам, любопытство у них вполне себе кошачье и эти веретенообразные торпеды вечно находятся в борьбе между осторожностью и желанием подойти поближе к дайверам.
Мы видели их у Алексеевских камней и на сайте Два Крокодила и каждый раз, когда около меня внезапно появлялась и столь же стремительно исчезала усатая голова, у меня было ощущение, что нерпы меня просто троллят. Честно говоря, нахождение с этими великолепными животными в их естественной среде настолько непередаваемо, что если бы я даже до конца поездки больше не увидел ничего, кроме крышечки от регулятора, мне хватило бы и этого!
Хозяин этих мест, осьминог Дофлейна, кстати, не почтил нас своим присутствием в полной красе. Мы много видели их по норам и под камнями на о. Таранцева, на Гамовской стенке, с некоторыми даже попробовали их любимую игру в перетягивание, но наружу ни один так и не соизволил выйти. Учитывая размер присосок некоторых, может оно и к лучшему, я как-то не готов остаться без маски на глубине 20+ в воде 5С.
Зато вот кого было как грязи, так это рогаток, или бычков-воронов, или волосаток, как их ещё называют, особенно учитывая тот факт, что мы как раз попали во время их нереста. Мы встречали их практически на всех сайтах, но на Клёпке какое-то невероятное их засилие. Мне кажется, я не совру, если скажу, что видел их там не меньше сотни.
Особенно приятно, когда на таких сайтах у тебя персональный гайдинг. Скажем за это дичайшее спасибо Елене Кушховой, да не затечёт никогда её сухарь и моей жене, которая соскочила с погружения, как только услышала про глубину 🙂
Ещё одним эндемиком, с которым я с нетерпением ждал встречи, была японская мохнатоголовая собачка. Наверное, сложно найти более дружелюбную рыбу, особенно если ты принёс вкусняшки, или прямо перед ней разделал морского ежа!
Они также встречаются повсеместно в Японском море, мы видели их на о. Таранцева, Кварце, Лысьве и Лахтаке. На последнем рядом сидело три особи при том, что это территориальная рыба, которая не особо жалует своих сородичей вне нереста. Конкретно экземпляр с фото ниже заплыл мне на камеру, уселся там, потом проинспектировал маску, шланги регулятора, чудом удалось усадить его, чтобы снять. Могу с уверенностью заявить, что теперь это моя самая любимая рыба для фото, вы только посмотрите в эти добрые глаза!
Вообще, если говорить о Лахтаке, то это на данный момент наш любимый сайт. Возможно, он не так интересен обычному дайверу, но для фотографа там рай — куча живности хоть для широкого угла, хоть для макро, оставшиеся элементы корпуса и винт. Есть даже кусок пола с плиткой, которая вкупе с наростами на ней создаёт иллюзию какой-то настольной игры.
Также вокруг раскидано много судовой утвари, которая иногда становится источником казусных ситуаций, например как с этим терпугом, застрявшим в банке (рыбу мы освободили).
К сожалению, в виду отвратной видимости, фото с таких рэков как Лысьва и Кварц после обработки больше актуальны для выставки акварели, но вот на Князе Владимире повезло, как говорят завсегдатаи. Даже такая видимость там — это удача.
Довольно часто встречались цианеи, я даже пару раз въехал в их щупальца.
Ну и последнее, на что хотелось бы обратить внимание — это асцидии. Уникальные организмы, которые обладают нервной системой, мозгом, органами зрения на стадии личинки, но избавляются от всего этого, как только находят место, где оседают. Прямо как некоторые люди… Они много где есть, но в Японском море просто феноменального размера, буквально до полуметра.
Для разминки, дабы не терять навыки съёмки макро (это в первую очередь переключение на поиск мелочи), взял с собой соответствующий объектив, правда поставил его всего пару раз — в Гротах и на мысе Таранцева. Ничего особенного, кроме хищной изоподы, но я не то, чтобы спец в поиске макро.
Через три дня нырялки нас зацепило хвостом очередного тайфуна. Два дня дул сильный ветер. Перспектива танцевать на дайв-деке болтающегося на волнах катера в попытке поменять баллон была так себе, а даже если бы и удалось, то не было смысла нырять при видимости 0+, поэтому из 7 намеченных дней мы отныряли 3+2 с двухдневным перерывом. Не всё намеченное удалось реализовать, но я думаю что это Вселенная так намекает, что к таким замечательным людям как Максим и Наталья Табаковы надо приехать ещё раз как минимум 🙂
Два дня на суше мы посвятили чилу на веранде нашего домика, благо вид с него был чудесным и днём и ночью, пляжу, общественным работам и трекингу по Дальневосточному Морскому Заповеднику.
Кстати, астросъёмка стоила мне двух кадров шикарнейших цианей на Кварце, которых я мимо ходом щёлкнул во время скоростного спуска на тридцатник и не заметил, что выдержка стоит 30 секунд…
Прошло уже лет дцать, а дорога на Витязь как была говном, так и осталась. Хотяяя, может и не нужно хорошее покрытие в такие места, а то даже природоохранные знаки не спасут. Последний раз я был тут году так в 2007-м и приятно видеть, что всё осталось неизменным и тропинки не усеяны бычками и банками. Даже куча мусора, который регулярно собирают вдоль берега после шторма, стала меньше.
Из таких мест не хочется уходить, но времени было мало, а программа у нас насыщенная и пришло время переместиться во Владивосток. По дороге заехали на Кравцовские водопады. Тоже приятно видеть прогресс, деревянный настил, организацию экотропы и всё такое. Вот ещё бы на недельку позже заехали — поймали бы все краски осени.
Во Владике ждал приятный сюрприз, — номер в отеле City View Hotel. Это маленький апарт-отель в новостройках на Орлиной сопке, всего 7 номеров. Надо сказать, что с отелями во Владивостоке реальная проблема. Большинство новых являют собой полнейшую безвкусную жопу, а бренды или уже устарели морально и физически как Lotte, или расположены в реконструированном старом советском фонде, весьма скудном по площади, как Azimut, за ночь в супериоре которого площадью 18 квадратов я заплатил почти столько же, сколько в City View за номер площадью около 40 квадратов с кофе-машиной и безлимитным кофе, чаем и водой.
Я уже не говорю про вид из окна, из-за которого я и купил этот номер. В общем, рекомендую, но бронируйте заранее.
Познакомить человека с Владивостоком за три дня — это сложная задача даже для того, кто там родился, не говоря уже о том, что мосты и всё наследие Саммита случилось уже после моего отъезда. Начать решили с Русского и его наиболее яркого фортификационного наследия: Новосильцевской и Ворошиловской батарей, а также форта Поспелова.
Наибольшее впечатление произвела Ворошиловская батарея, где был полностью воспроизведён механизм башен линкора Полтава, с организацией двух бункеров с сообщением между ними и трёхэтажной системой зарядки. 305 калибр, на минуточку…
Вообще, если кто был в Калининграде и ходил там по фортам, то Кениг — это бледная тень Владивостокской крепости.
На форте Поспелова и Новосильцевской батарее нас накрыл туман, что придало ещё больше мистики этим местам.
Безусловно, три дня в городе маловато для Владивостока, поэтому, помимо Русского, пробежаться успели только по знаковым местам: Светланская, набережные (на Спортивной зачем-то учудили ремонт, всё же нормально было), фуникулёр, Токаревская кошка, ну и Стеклянная бухта. Приятно видеть, что город развивается, возникают новые микрорайоны, я даже почти смирился с настроенным на Орлиной точечным непотребством 🙂