На Ладоге я был дважды и есть мысли посетить её в третий раз, сделав работу аналогичную той, что я выполнял по сенотам. Вряд ли в части графоманства мне удастся переплюнуть свой первый отчёт, поэтому я решил не писать новый, а дополнить новыми фото и впечатлениями статью от 2020 года.
В первый раз, как говорится на Руси, не было бы счастья, да несчастье помогло! Ноги бы моей не было в штанине сухого гидрокостюма, или сухаря, как его называют в простонародье, кабы не свалившаяся на планету коронавирусная хтонь. Не то, чтобы мы не отдавали себе отчёта в необходимости мер по ограничению распространения новой хвори, но когда ты должен поехать на сафари по Мальдивам, а едешь на заднице с горки, почему-то эгоистично хочется пожелать всем ответственным за закрытие границ финансового неблагополучия и полового бессилия.
В 2020 году уважаемые люди, оставившие печень вместе с чаевыми на сандеках сафарийных яхт и ещё вчера с презрением воротившие нос от родных водоёмов, стояли толпами в недельных очередях, чтобы нырнуть в карьере! В КАРЬЕРЕ, КАРЛ!!! В месте, в котором ты, напялив на себя грузов больше чем в апреле гречки в Ашане продали, вынужден блуждать как ёжик в тумане, постоянно тыкаясь то в топляк, то в дохлую рыбу, то в задницу товарища по несчастью.
Времена при короне настали такие, что смели даже самые старые и зашкварные модели сухарей в магазинах. Да ладно магазины, воспряли духом последние продавцы б/у на Авито, через костюмы которых можно макароны откидывать. Короче, учитывая такую активность, а также свой день рождения и прилагающуюся к нему скидочку, я зажмурил глаза и принял в 2020 году решение, к которому никогда бы не пришёл, будучи в трезвом уме и здравой памяти — широким шагом пополнил ряды унылых карьерных дайверов!
Поскольку Господь милостив к идиотам, особо понырять в карьерах я не успел. Пройдя учебные три дайва в Спас-Каменке, а также измазавшись в иле Щёлковского карьера, я внезапно угодил на четырёхдневное мини-сафаре по Ладоге на РВК Атрина. Освободились два места, на которые мы и влетели быстрее, чем казачий есаул на трап последнего крымского парохода в 1920 году. Во вторник мы узнали о предложении, решили вопросы с работой, а в ночь со среды на четверг уже тряслись в купе Гранд Экспресса с нашими будущими соседями по дайв-деку.
Компания, кстати, подобралась — огнище, да и приняли нас на Атрине как дома, что и определило нашу вторую поездку с практически теми же людьми в 2022 году! 12 человек на любой дайверский вкус! Хочешь заниматься фотографией — вот тебе 4 компаньона. Надо поглубже? — вот тебе пара технарей. Страшно одному, не уверен в себе? — вот тебе пара инструкторов. Не с кем выпить? — выбирай любого!
Разумеется, глядя на катер и кол-во человек невольно возникает вопрос о размещении. А как все эти великолепные люди туда влезают? На самом деле, катер полностью восстановлен Капитаном своими руками из списанного под металлолом сторожевика, поэтому всё сделано с любовью и использован каждый квадратный дюйм. На баке трёхместная каюта, из кают-компании спуск в две двухместных каюты и общую зону на 6 спальных мест. Ну, тяжеловато, разумеется, потому что кормят на убой и лично я к концу 4-го дня уже с трудом проходил в дверь своей каюты (хотя с этим карантином я и так только грузовым лифтом пользовался).
Пространство до дайв-дека максимально оптимизировано. Сухари на ферме под тентом, ласты с заправленными масками за поручнями, всё остальное под лавками. На переходе из под лавок всё складывается в зодиак.
Собственно, вот так мы и выдвинулись в первый раз в августе 2020 на освоение нашей маленькой, но весьма насыщенной программы, в которую входили рэки «Севастополь», финский пароход «Walamon Luostari», баржи прошлого века, испытательный отсек подводной лодки, золотая стенка, а также куча грибов, ягод, шашлыков и замаливание грехов после всего этого на Валааме.
Первым номером у нас был прекрасный рэк ПС-1 Севастополь 136, (0-12м) образованием которого мы обязаны научно-исследовательской деятельности ВМФ и Д.И. Менделеева, употребление изобретения которого нашими доблестными моряками всегда приводило к нештатным ситуациям.
Назначение этого научно-исследовательского судна до сих пор является тайной военных архивов, но его кончина весьма незаурядна, если верить местным байкам.
Стоявший у дебаркадера корабль слегка подтекал, поэтому постоянно работала помпа. Заскучавшие моряки начали пить водку, а все, кто имеет хоть какое-то отношение к флоту знают, что ничто в мире не исчезает быстрее, чем водка у заскучавшей команды. На ту беду в соседней деревне проходила свадьба, поэтому вся команда, включая дежурных, снялась и свалила догоняться. Помпа заглохла и судно легло на дно на 12 метрах прямо у дебаркадера, подарив нам один из самых интересных рэков Ладожского озера, а также красивую историю. Нет, ну сами прикиньте, когда вы слышали о том, чтобы во время свадьбы утопили 60-метровое судно?
Надо сказать, что нырялка в Ладожском озере сравнима с дайвами в крепко заваренном чае. И я сейчас не про температуру. Цвет воды Ладожского озера по акватории и по глубине меняется очень мало, в пределах пропускаемой водой длины волны от 569 до 573 ммк. Поэтому можно сказать, что вся вода в озере окрашена в желто-бурые тона (средняя длина волны желтого цвета 590 ммк). Цветность воды в открытой части Ладоги от 29 до 42°, а в прибрежных районах доходит до 40–50°, что выше среднего (вблизи устьев рек вообще до 100°). Условия такие, что невольно начинаешь думать, что ты тут в наказание, или проспорил, или проиграл в карты. Сама мысль о том, что ты заплатил денег, чтобы оказаться в этом растворе, кажется абсурдной на фоне зловещего оранжевого света сверху и полутораметровой видимости. Два метра и начинается самый настоящий ночной дайв. Если для вас это впервые — вы себя возненавидите. Не парьтесь — это нормально 🙂 Буквально пара дайвов и вы от неизбежности начнёте входить во вкус.
Однако, надо отметить, что такая видимость — это сезонное явление. Лучшая видимость всегда в мае, далее идут июнь, пока не начал цвести планктон и сентябрь, когда реки перестают выносить питательные вещества в озеро. Когда мы ходили во второй раз в мае 2022, то я видел рябь на поверхности воды с 10 метров. При этом, ночной дайв всё так же начинался с двух метров.
К сожалению, на Севастополь мы в мае 2022 не ходили, а в условиях августа 2020 я не нашёл ни пропеллера на палубе, ни надписи на корме.
Вторым номером в августе 2020 у нас шёл затопленный отсек дизельной подводной лодки. Тут бы я тоже ничего не снял, если бы не Павел Лапшин и Дмитрий Серебряков. Парни, большое вам спасибо за то, что подсвечивали мне объекты и кипятили воду вокруг! Именно после первого вояжа по Ладоге в моём арсенале плотно обосновались два фонаря AMG по 7200 люмен.
Я специально акцентировал слово «отсек», потому что это не погибшая лодка. Это именно отсек, т.е. экспериментальный модуль, на котором отрабатывались реакции корпуса на действие взрывной волны. Очень интересное место. Средний профиль по середине борта где-то 12 метров.
Недалеко от отсека есть ещё один незаурядный лично для меня дайв-сайт — золотая стенка. Там вкрапления слюды на глубине 22 метров при свете фонаря создают эффект золота, а также другие артефакты, которые мы не увидели, т.к. сразу же потеряли вторую пару, а на глубине 17 метров подумали, что угодили в надголовку и всплыли.
Дело в том, что на расстоянии 2-3 метра от основной стенки там лежит массивный кусок отколотой породы. Если у вас нет мощного света, то вы его не видите. Следуя вдоль стенки вы априори попадаете между ним и стенкой и по мере продвижения вперёд понимаете, что проход сужается. Если есть пещерный опыт, или ныряли в сенотах, то возникает ощущение, что вы в надголовке, хотя её там нет. В общем, мы не хило так присели на измену и решили выйти.
Вот, кстати, историческое фото с первого заезда. Буквально через час будет изобретён новый вид активности, — спортивное ориентирование по карельскому лесу в сухарях и комбинированной поддёве 300+400. В 2022 тоже не обошлось без казуса, — забыли Татьяну в Пятёрочке и вспомнили только тогда, когда не досчитались денег за проезд. Стыдно, зато весело!)
Далее у нас был финский пароход Walamon Luostari и старые баржи недалеко от него. Что в 2020, что в 2022 сделали их за 1 дайв, спасибо советским бомбардировщикам, уложившим пароход на 12 метров рядом с баржами.
От рэков, как сказал бы Магистр Йода, остались останки, но посмотреть есть на что. На пароходе сохранился корпус, кабестан, вход в трюм, и некоторые механизмы, рядом лежит на грунте труба.
Последние дайвы вдоль стенки на Оборонных островах я в 2020 шланганул в пользу ягод и грибов, а в 2022 по причине неконтролируемого припадка лени. В мае, конечно, никакого подножного корма на Ладоге нет, но съедобный мох есть круглый год!
Как вы уже поняли, затейники в Советской Армии на Ладоге были ещё те, поэтому в августовскую поездку гуляющие по островам приносили грибы диковинного размера, не говоря уже о ягодах, которые просто ВЕЗДЕ.
Помимо культ-программы по грибным местам мы ещё оба раза посещали Валаам в разных бухтах. В первый раз Церкви Воскресения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Вознесенскую часовню. Места там, конечно, аховые…
А во второй — непосредственно сам монастырь и Спасо-Преображенский собор (замаливали своё грибное чревоугодие пару лет назад).
Удалось даже упасть на хвост очередной экскурсии и просочиться на колокольню собора, — оценить вид, подержаться за колокола. Говорят, звук главного колокола слышно даже на берегу материка.
Также была высадка на о. Дивный, на котором, по преданиям, было языческое капище, освящённое и запечатанное монахами в XV веке 5-метровым крестом. Не знаю, как на счёт достоверности легенд, но не смотря на то, что от места высадки до креста идёт тропинка, мы фактически сразу же сбились с пути и нарезали крюк по какому-то лихолесью…
И если нечисть на этом острове запечатало, то у лосей на нём распечатывает конкретно, ибо такого кол-ва говна я не видел никогда в жизни вообще нигде. Такое ощущение, что они со всей Ладоги сюда прибывают газетку почитать… Интересно только, как они через этот бурелом продираются?
Также, обязательный элемент Ладожской программы — посещение финских катакомб времён 1941—1944 годов, когда на острове была устроена батарея финской морской артиллерии.
В 1950-е годы на острове проходили испытания воздействия радиации на животных. Для этого их размещали в помещениях батареи и на специальном судне, которое стояло между Хейнясенмаа и Макаринсаари. Испытания шли вплоть до 1955 года. В 1959 году, на мелководье между островами Хейнясенмаа и Макаринсари, был притоплен немецкий эсминец «Кит», в трюме которого были радиоактивные отходы. Как минимум три радиоактивных заряда, при испытаниях на животных, было взорвано непосредственно на этом корабле. В 1960-е годы военные ушли с островов, оставив все, как есть, а в начале 1990-х годов, когда сведения о радиации просочились в прессу, полузатопленный эсминец «Кит», почти окончательно проржавевший, был отбуксирован к Новой Земле и там затоплен. На островах произвели зачистку радиоактивного грунта, который захоронили там же, поэтому грибы и ягоды на этом острове наиболее привлекательные.
В общем, спасибо Любе и Вячеславу, оба раза съездили так, что ещё бы пару дней отдохнуть, родили пару мемов (ОМСК, ТОМСК) и в целом обалденно провели время. Надо будет вернуться уже в экспедицию, чтобы нырнуть и на Рерихе, и в других интересных местах.
PS Света, С — стратегический)))
Отличное мини-сафари, отличная бригада, отличная команда на боте!
Подводным и надводным фотографам, а так же подводным и надводным фотомеделям Реапект! (и мне в том числе)))
Всем спасибо!