Как говорится на Руси, не было бы счастья, да несчастье помогло! Ноги бы моей не было в штанине сухого гидрокостюма, или сухаря, как его называют в простонародье, кабы не вся эта коронавирусная хтонь. Не то, чтобы мы не отдавали себе отчёта в необходимости мер по ограничению распространения новой хвори, но когда ты должен поехать на сафари по Мальдивам, а едешь на заднице с горки, почему-то эгоистично хочется пожелать всем ответственным за закрытие границ финансового неблагополучия и полового бессилия. 

В самом деле, когда это видано? Уважаемые люди, оставившие печень вместе с чаевыми на сандеках сафарийных яхт и ещё вчера с презрением воротившие нос от родных водоёмов, сегодня толпами стоят в недельной очереди, чтобы нырнуть в карьере! В КАРЬЕРЕ, КАРЛ!!! В месте, в котором ты, напялив на себя грузов больше чем в апреле гречки в Ашане продали, вынужден блуждать как ёжик в тумане, постоянно тыкаясь то в топляк, то в дохлую рыбу, то в задницу товарища по несчастью.

Времена настали такие, что смели даже самые старые и зашкварные модели сухарей в магазинах. Да ладно магазины,   воспряли духом даже продавцы б/у на Авито, через костюмы которых можно макароны откидывать. Короче, учитывая такую активность, а также свой день рождения и прилагающуюся к нему скидочку, я зажмурил глаза и принял решение, к которому никогда бы не пришёл, будучи в трезвом уме и здравой памяти – широким шагом пополнил ряды унылых карьерных дайверов!

Поскольку Господь милостив к идиотам, особо понырять в карьерах я не успел. Пройдя учебные три дайва в Спас-Каменке, а также измазавшись в говне и глине Щёлковского карьера, я внезапно угодил на четырёхдневное мини-сафаре по Ладоге на РВК Атрина.

Освободились два места, на которые мы и влетели быстрее, чем казачий есаул на трап последнего крымского парохода в 1920 году. Во вторник мы узнали о предложении, решили вопросы с работой, а в ночь со среды на четверг уже тряслись в купе Гранд Экспресса с нашими будущими соседями по дайв-деку.

Компания, кстати, подобралась – огнище! 12 человек на любой дайверский вкус! Хочешь заниматься фотографией – вот тебе 4 компаньона. Надо поглубже? – вот тебе пара технарей. Страшно одному, не уверен в себе? – вот тебе пара инструкторов. Не с кем выпить? – выбирай любого!

Разумеется, глядя на катер и кол-во человек невольно возникает вопрос о размещении. А как все эти великолепные люди туда влезают? На самом деле, катер полностью восстановлен Капитаном своими руками из списанного под металлолом сторожевика, поэтому всё сделано с любовью и использован каждый квадратный дюйм. На баке трёхместная каюта, из кают-компании спуск в две двухместных каюты и общую зону на 6 спальных мест. Ну, тяжеловато, разумеется, потому что кормят на убой и лично я к концу 4-го дня уже с трудом проходил в дверь своей каюты (хотя с этим карантином я и так только грузовым лифтом пользуюсь).

Пространство до дайв-дека максимально оптимизировано. Сухари на ферме под тентом, ласты с заправленными масками за поручнями, всё остальное под лавками. На переходе из под лавок всё складывается в зодиак. 

Собственно, вот так мы и выдвинулись на освоение нашей маленькой, но весьма насыщенной программы, в которую входили рэки  “Севастополь”, финский пароход “Walamon Luostari”, баржи прошлого века, испытательный отсек подводной лодки, золотая стенка, а также куча грибов, ягод, шашлыков и замаливание грехов после всего этого на Валааме. 

Первым номером у нас был прекрасный рэк ПС-1 Севастополь 136, (0-12м) образованием которого мы обязаны научно-исследовательской деятельности ВМФ и Д.И. Менделеева, употребление изобретения которого нашими доблестными моряками всегда приводило к нештатным ситуациям.

Назначение этого научно-исследовательского судна до сих пор является тайной военных архивов, но его кончина весьма незаурядна, если верить местным байкам.

Стоявший у дебаркадера корабль слегка подтекал, поэтому постоянно работала помпа. Заскучавшие моряки начали пить водку, а все, кто имеет хоть какое-то отношение к флоту знают, что ничто в мире не исчезает быстрее, чем водка у заскучавшей команды. На ту беду в соседней деревне проходила свадьба, поэтому вся команда, включая дежурных, снялась и свалила догоняться. Помпа заглохла и судно легло на дно на 12 метрах прямо у дебаркадера, подарив нам один из самых интересных рэков Ладожского озера, а также красивую историю. Нет, ну сами прикиньте, когда вы слышали о том, чтобы во время свадьбы утопили 60-метровое судно? 

Надо сказать, что нырялка в Ладожском озере сравнима с дайвами в крепко заваренном чае. И я сейчас не про температуру. Цвет воды и видимость такая, что невольно начинаешь думать, что ты тут в наказание, или проспорил, или проиграл в карты. Сама мысль о том, что ты заплатил денег, чтобы оказаться в этом растворе, кажется абсурдной на фоне зловещего оранжевого света сверху и полутораметровой видимости. Два метра и начинается самый настоящий ночной дайв. Если для вас это впервые – вы себя возненавидите. Не парьтесь – это нормально 🙂 Буквально пара дайвов и вы от неизбежности начнёте входить во вкус.

К сожалению, я не нашёл ни пропеллера на палубе, ни надписи на корме, но в условиях всего 6-го дайва в сухаре, постоянного контроля бадди, а также глючащего TTL-конвертора, считаю, что вытащил со съёмки максимум.

Вторым номером у нас шёл затопленный отсек дизельной подводной лодки. Тут бы я тоже ничего не снял, если бы не Павел Лапшин и Дмитрий Серебряков. Парни, большое вам спасибо за то, что подсвечивали мне объекты и кипятили воду вокруг!

Я специально акцентировал слово “отсек”, потому что это не погибшая лодка. Это именно отсек, т.е. экспериментальный модуль, на котором отрабатывались реакции корпуса на действие взрывной волны. Очень интересное место. Средний профиль по середине борта где-то 12 метров.

Недалеко от отсека есть ещё один незаурядный лично для меня дайв-сайт – золотая стенка. Там вкрапления слюды на глубине 22 метров при свете фонаря создают эффект золота, а также другие артефакты, которые мы не увидели, т.к. сразу же потеряли вторую пару, а на глубине 17 метров подумали, что угодили в надголовку и всплыли.

Дело в том, что на расстоянии 2-3 метра от основной стенки там лежит массивный кусок отколотой породы. Если у вас нет мощного света, то вы его не видите. Следуя вдоль стенки вы априори попадаете между ним и стенкой и по мере продвижения вперёд понимаете, что проход сужается. Если есть пещерный опыт, или ныряли в сенотах, то возникает ощущение, что вы в надголовке, хотя её там нет. В общем, мы не хило так присели на измену и решили выйти.

Вот, кстати, историческое фото. Буквально через час будет изобретён новый вид активности, – спортивное ориентирование по карельскому лесу в сухарях и комбинированной поддёве 300+400. Кстати, у меня стропа перекручена и никто не сказал. 

Далее у нас был финский пароход Walamon Luostari и старые баржи недалеко от него. Сделали за 1 дайв, спасибо советским бомбардировщикам, уложившим пароход на 12 метров рядом с баржами.

От рэков, как сказал бы Магистр Йода, остались останки, но посмотреть есть на что, – механизмы парохода и внушительные балки на баржах. 

Последние дайвы на оборонных островах я шланганул в пользу ягод и грибов. Сам я разбираюсь только в том, что есть в море, но на случай грядущей войны женился на женщине, которая знает съедобный мох и где его много 🙂

Как вы уже поняли, затейники в нашей армии на Ладоге были чудесатые, поэтому гуляющие по островам приносили грибы диковинного размера, не говоря уже о ягодах, которые просто ВЕЗДЕ. 

Помимо культ-программы по грибным местам мы ещё посетили Валаам и катакомбы времён финской войны. Места такие, что дух захватывает.

После финнов тут располагалась исследовательская часть, занимавшаяся изучением радиационного излучения, поэтому грибы и ягоды на этом острове наиболее привлекательные, однако мы удержались от собирательства.

Ну и куда же без финального шабаша с неизменным крокодилом, анекдотами, а также обеззараживанием организма!

В общем, съездили так, что ещё бы пару дней отдохнуть, родили пару мемов (ОМСК, ТОМСК) и в целом обалденно провели время. Надо будет вернуться поздней осенью, когда видимость будет получше.

PS Света, С – стратегический)))

One Comment

  • Dimitr Sibiryak:

    Отличное мини-сафари, отличная бригада, отличная команда на боте!
    Подводным и надводным фотографам, а так же подводным и надводным фотомеделям Реапект! (и мне в том числе)))
    Всем спасибо!