Skip to main content

В своё первое знакомство с пирамидами Юкатана я посетил Чичен Ицу, Эк Балам, Кобу и Тулум. Уже тогда я посматривал на Ушмаль и плотоядно поглаживал фотоаппарат. Как-никак, политический и экономический центр Майя в регионе Пуук в IX-XII веках н. э. — это вам не жук чихнул.  Проблемка заключалась в том, что он находится на расстоянии в 367 километров по шоссе от Плайи дель Кармен и нашего постоялого двора. Это чуть более, чем дофига, если вы впервые приехали в Мексику понырять всего на 10 дней, разрываетесь между морем и сенотами, а тут ещё и текила кругом!

Мечта сбылась через 4 года. Посреди работы по созданию этого титанического креатива мы запланировали три дня на посещение всех попсовых каменюг, в том числе и Ушмаля.
Гостиницу взяли прямо у самого парка, т.к. если селиться в Мериде, то ехать час, а двери открываются в 8:00. Желательно зайти не позже 9:30, т.к. в 10:00 до локации гарантированно доберутся обозы с китайцами, а дальше сами знаете что. К сожалению, непосредственно у Ушмаля только дорогие бутиковые пятёрки и других гостиниц там нет вообще.

И так, что же особенного в этом месте и почему я так хотел сюда попасть? Всё дело в том, что Ушмаль — это не просто очередное собрание пирамид. Это самый яркий представитель архитектурного стиля Пуук, характеризующегося орнаментом из лепных изображений животных и божеств, геометрическими фигурами и каменными мозаиками на фоне контраста с гладкими стенами. Т.е. сравнивать остальные пирамиды Юкатана с Ушмалем, всё равно что обсуждать пластику фасада хрущёвок на фоне сталинских домов.

Сразу же после ворот, где за скромные 400 песо вам позволят впитывать дух культуры, нас встречает основная достопримечательность парка — Пирамида Прорицателя около 35 м высотой. 
На сегодняшний день выявлено пять этапов строительства, выполненных в разное время и в разных архитектурных стилях. Пирамида развёрнута ко входу восточным фасадом, где можно увидеть типичный для Пуук дизайн, соответствующий хижине с соломенной крышей.

Западный фасад, отличается архитектурой в стиле Ченес.  Второй ярус выполнен в стиле Чэнь. Он образует предпоследнюю стадию строительства храма, поэтому считается более ранним сооружением, чем здание, венчающее пирамиду. 

Вишенка на торте, расположенная на верхнем основании, является завершающим этапом строительства в стиле Пуук. Также западный фасад украшает лестница, обрамленная каскадом длинноносых масок богов, часто ассоциирующихся с Чааком, богом дождя и большая маска чудовища, челюсти которого раскрываются, образуя вход. 

Можно сказать, что общая форма Храма Прорицателя похожа на обшивку домов Майя, сделанную из пальмы. Это считалось высшим выражением космоса и богов. Т.е. они не просто сваливали камни в кучу, а потом садили сверху какого-нибудь мурзилку в перьях — всё по уму было!
А ещё этот храм как матрёшка, надстроен над другим храмом, в который нет доступа, либо о нём не известно на данный момент.

Кстати, мы слегка забежали вперёд, в буквальном смысле. Обычно народ зависает сразу перед восточным фасадом, хлопая в ладоши и слушая причудливое эхо, а затем начинает обход пирамиды справа, где через проход в стене попадает на Площадь Птиц и видит западный фасад.

Площадь Птиц, или Четырёхугольник Птиц состоит из четырех зданий и был резиденцией правителей Ушмаля где-то в VIII-XI веках н. э.

В центре двора находится алтарь с квадратным основанием и цилиндрической известняковой колонной в центре, об остальных строениях можно только догадываться. Доподлинно известно только, что  западная часть функционировала как кухня и была построена в два этапа. Первый представлял собой фриз, украшенный колоннами и небольшими барабанами, а позже с каждой стороны были добавлены две комнаты, разделенные сводом, который служит официальным входом на площадку. Прямо как в наших хрущах, зашёл и сразу кухня!

Если выйти через него, то следующим комплексом будет Четырёхугольник Монахинь, или Женский Монастырь, — комплекс из четырех построек на разных уровнях, расположенных вокруг большого двора. К монахиням, естественно, имеет такое же отношение, как и майянские жертвоприношения к католицизму. 

Формализованный вход, иерархическая организация строений и отсутствие предметов домашнего обихода при раскопках навели археологов на мысль, что эта территория должна была стать королевским дворцом с административными и нежилыми функциями, где  Верховный правитель и знать должны были проводить собрания, или бухать.
Главным зданием является строение на возвышенности, прямо напротив входа.

Действительно, забравшись сюда можно смотреть сверху на остальных туристов, как на клопов!

В предыдущем комплексе это не было так очевидно, но тут мозаика прямо бросается в глаза. Каждый фасад имеет комбинацию рисунков, которые ассоциируются с различными божествами и космологическими концепциями на тему культа плодородия. В принципе, понять чаяния местных жителей можно, т.к. не смотря на кажущееся изобилие зелени, на Юкатане растёт чуть менее, чем нифига. Слой почвы кроту по пояс. Если не верите мне, можете отлить в любом месте, кроме тех, где за это полагается административная отвественность и когда закончите, то внизу будет известняк, я гарантирую это!  

Доступ в четырехугольник осуществляется через большое хранилище, расположенное в Южном здании. Остальные два здания идентифицировать не удалось.

Всё, что смогли определить — это даты между 906 и 907 годами нашей эры и расшифровать мозаику западного здания с мотивами пернатого змея, обрамляющими разные геометрические символы, воинов и фигуру Чаака. 

В современном мире Майя с такими девелоперскими решениями однозначно пошли бы по миру. Бахнуть такую застройку ради 50-60 полезных квадратов. И это у них ещё наружных сетей не было!

Вдоволь нагулявшись по данному сооружению, вы выйдете к стадиону для игры в мяч, который был возведён при правлении Чахкк’ахк’наладжава (попытайтесть прочесть вслух) в IX-X веках н.э. Размерчик у него поменьше, конечно, чем в Чичен Ице, но больше, чем в Эк Баламе.

В наиболее распространённой версии игры игроки должны были бить по мячу бёдрами, хотя в некоторых версиях также разрешалось использовать локти, ракетки, биты и камни. Игра велась твердым резиновым мячом, диаметр которого у Майя варьировался от 20 см до 35 см. Игроки носили защитную одежду, сделанную из кожи, чтобы смягчить удар. Крупные игры проводились в качестве ритуальных событий, иногда даже с человеческими жертвоприношениями, но обычно играли просто для развлечения. Кольца появились уже в более поздних вариациях и поначалу смысл в игре сводился к обладанию мячом.

Кстати, первый найденный стадион мезоамериканской игры в мяч датируется 1400 годом до н.э., а сами мячи находили в захоронениях датированных 1600-1700 годах до н.э. Это я к тому, что когда англичане говорят, что придумали футбол, они слегка пи… питают иллюзии, в общем.
После стадиона нам открывается Дом Губернатора. Ориентировочно в это время вы поймёте, что солнце приближается к зениту и неплохо было бы намазаться кремом, а внутрь плеснуть живительного пивка! Тем не менее, не стоит отвлекаться, т.к. можно протопать мимо здания с колоннами, или Восточного Портика, который расположен слева.

Здание очень похоже на южное строение у Храма Прорицателя. Судя по архитектурным особенностям и близости к стадиону, считается, что его роль была связана с игрой в мяч. Ритуалы и обряды очищения совершались внутри перед игрой и, вероятно, там же хранились протекторы, наколенники и налокотники, которые должны были использоваться во время игры. Короче, — раздевалка…

Ещё одна таинственная достопримечательность на пути к Дому Губернатора — Дом Старой Женщины. Единственное упоминание о старой женщине вообще, которое я смог найти — это сказка о сотворении Пирамиды Прорицателя. Но там пирамида возведена на месте шалаша, в котором жила якобы ведьма. А это строение расположено метрах так в трёхста минимум и на шалаш не похоже ни разу. 

Тем не менее, сказка прикольная и мало где фигурирует в русскоязычных источниках.
Старая Женщина в фольклоре майя была бездетной ведьмой, которая однажды погрузилась в траур, взяла яйцо игуаны, окутала его тканями и положила в углу хижины. Каждый день она смотрела на него, пока однажды из яйца не вылупилось маленькое существо, похожее на мальчика. Старушка была в восторге и приняла его как сына, за год он стал ходить и говорить, но перестал расти. Названная мать сказала ему, что он будет великим королём и сказала пойти в дом губернатора и бросить ему вызов. Тот так и сделал и среди многих испытаний, которые он прошёл, правитель повелел ему создать самое высокое здание в городе, иначе он будет убит. Карлик вернулся в слезах к матери, которая сказала ему не волноваться и идти спать. На следующее утро пирамида стояла. В общем, в конце этой сказки правитель уехал на серые равнины в белых тапках, а карлик занял его место. Наглядная иллюстрация того, что маму, хотя бы изредка, надо слушать!

Буквально метрах в 50-ти от домика с такой нехилой легендой расположен Дом Губернатора. Кажется, что он стоит на лужайке, — фигуши!!! Он расположен на искусственной платформе от 8 до 12 метров высотой. Разумеется, использован рельеф местности, но в основном тут всё сделано руками. Это вам не несколько дней бетон в основание Сити заливать!  Основание 187 м длиной и шириной 170 создано из пригнанных друг к другу каменных блоков. Само здание 98 м по фасаду, 12 в ширину и разделено на три секции. 

Фасад может похвастаться одними из самых красивых образцов архитектуры Пуук. Маски Бога Чаака украшают четыре угла и также расположены по диагонали, создавая змеевидную лепнину. В центре виден трон, окруженный змеями и масками. 
Пройдя к торцу здания можно увидеть весь Ушмаль, вернее его административный центр (обратите внимание на платформу внизу, о которой я говорил). Так-то большая часть ещё даже не раскопана. Окруженный стеной гражданско-административный район занимает площадь в километр с севера на юг и 6 километров с востока на Запад, не говоря о жилых строениях в окрестностях. 
Красота такая, что невольно хватаешься за что-нибудь, чтобы не упасть…

Вообще, люди тут поселились впервые в 500 году до н. э. Население около двадцати пяти тысяч человек было распределено по территории площадью 37,5 квадратных километров без постоянных источников воды. По этой причине майя в этом регионе строили подземные цистерны и сложную систему для сбора ливневых стоков.
 

Дом черепах — ещё одно сооружение ансамбля Дома Губернатора, расположенное на его платформе. Название здание получило из-за скульптур черепах на карнизе, чьи панцири символизируют поверхность Земли. Внутри три комнаты, в некоторых из которых сохранились низкие табуреты. Верхняя часть фасада украшена длинными тонкими колоннами, которые вместе с лепниной и карнизом являются типичным украшением стиля Пуук X-XI веков н. э. Хоть назначение здания и неизвестно, я не могу не отметить, что это просто идеальное место для будки охранников.

Сразу за Домом Губернатора расположена Великая Пирамида. Это девятиярусная ступенчатая пирамида ломаной формы и высотой 30 метров и такой же ширины.

Ступени с северной стороны ведут к площадке, на которой находится сооружение, называемое «Макавой». Маски, украшающие углы здания, более закруглены, чем другие в Ушмале. Считается, что тут сидел мэр.

Вид с вершины открывается грандиозный, жаль деревья чуть заслоняют Дом Губернатора.

Надо сказать, к этому моменту мы изрядно подзаколебались, т.к. прошло уже полтора часа, как мы карабкались по разным камням, поэтому близлежащие камни у Великой Пирамиды мы просто прошли, тем более, что по ним вообще нет никакой информации.

Буквально в 10 метрах от этих развалин находится Комплекс Голубятен. Голубями там и не пахло, разумеется, просто фасад здания имеет несколько гребней, расположенных в шахматном порядке в виде треугольников, которые напоминают голубятни. Гребни расположены над рядом колонн, покрытых расписными лепными рельефами и фигурами на пьедесталах в центре. Этот комплекс был построен между III и X веками н. э. Раскопки в глубине продолжаются и на фоне сравнения с другими аналогичными строениями в разных частях Центральной Америки, есть мнение, что эти гребни были связаны с дворцовыми группами и во многих случаях являлись резиденцией королевской семьи или групп знати.

В официальном Ушмале это конечная точка туристического маршрута. Разумеется, можно бодро шагнуть в кусты за Голубятню и там вокург ещё куча всяких строений, но по своему опыту могу сказать, что заросшими они не представляют никакого интереса, а колючки там длинные. Тем не менее, на обратном пути я нашёл ещё одну локацию, которую мы пропустили. Обычно туда заглядывают после комплекса Монахинь и до стадиона игры в мяч, но мы прошли другим путём.

Вроде как эта группа позиционируется как кладбищенский комплекс, но это не кладбище. Название получено из-за барельефов черепов и скрещенных костей, расположенных на четырех небольших платформах с северной стороны двора. Строительство датируется X-XI веками н. э. На западной платформе расположены три небольших сооружения, центральное из которых сохранилось лучше всего. Здесь же найдены остатки покрытого штукатуркой гребня крыши.

Замученные культурой и нахлобученные полуденным солнцем мы присели хлебнуть пивка перед обратной дорогой в кафешке на выходе. Я поднял бутылку и замер, — на соседней стене была изображена карта, на которой Ушмаль находился в начале пути, на котором было указано ещё несколько поселений… 

Я достал телефон, открыл карты и оказалось, что ближайшая Каба (не путать с Коба) расположена всего минутах в 20-ти от Ушмаля. Так мы внепланово попали в ещё один майянский город, да ещё и практически нахаляву, т.к. вход стоил всего 50 песо!

Руины города расположены по обе стороны проходящего через него шоссе. Основная часть находится слева (по движению от Ушмаля), а справа находится монументальная арка, от которой по джунглям идёт 18-ти километровая пешеходная мощёная дорога до Ушмаля, несколько маленьких развалин и сильно заросшая пирамида, очертания которой едва угадываются поверх джунглей.

Каба, или Кабах — вторые по размеру руины региона Пуук после Ушмаля. Дабы туристы не разбегались по территории, как тараканы по ночной кухне, осмотр идёт по строго ориентированному маршруту. Сразу за входом вы поворачиваете направо и идёте к лестнице, которая ведёт к наиболее известному сооружению — Дворцу Масок, фасад которого украшен сотнями каменных масок длинноносого бога дождя Чаака.

Также храм известен как Codz Poop, что означает «свёрнутые циновки», потому что именно так выглядит каменная мозаика на его фасаде. Храм обходится слева и далее следует группа неизвестных строений, назначение которых не определено.

Большинство сохранившихся до нашего времени построек были возведены между VII и XI вв. Дата на дверном косяке одного из зданий дешифрована как 879 год и примерно относится к периоду расцвета города. Ещё одна дата — одна из последних вырезанных в майянском стиле, относится к 987 году. После этого времени Каба была или заброшена, или на сооружение церемониальных построек в ней забили на нескольких веков вплоть до испанского вторжения. Теперь тут другие жители.

В Кабе также находятся несколько других дворцов, низких каменных строений и ступенчатых пирамидальных храмов. Хотя большинство из них выполнены в стиле Пуук, встречается также и знакомый по Ушмалю Ченес, что говорит о довольно продолжительной истории города. Сохранился ряд скульптурных панелей, кирпичных оконных перемычек и косяков, в то время как во многих других сохранившихся городах майя эти фрагменты были перемещены в музеи. Скульптуры в основном изображают правителей города и военные сцены.

Вообще, архитектура Пуук характеризуется технологическими достижениями, которые достигли своего пика между 770 и 950 годами н. э. Помимо камня и известкового раствора использовался бетон для придания большей устойчивости зданиям. Обычные крупные блоки прежних архитектурных стилей были переложены известняком, который покрывал стены зданий. 

Огранка каменного покрытия была настолько точна, что позволяла использовать более тонкие слои штукатурки для покрытия, чтобы сделать стены идеально ровными. Выступающий свод также изменил свою конструкцию, отказавшись от техники накопления рядов выступающих камней. 

Основные здания, судя по возвышению, находятся на большой площади, на которой завершается обход комплекса.

Там же находится дикое апельсиновое дерево, с которого мы с помощью GoPro сбили пару кислющих плодов.  

Следующим пунктом, до которого также было минут 20, был Сайиль, но тут мы заметили, что стрелка бензина лежит на нуле, а ближайшая заправка в 20 километрах. Прикинув, что в Сайиле только трёхэтажный дворец, а Лабна и Лолтун так и вообще набор развалин, мы решили завершить исследование региона Пуук, ибо машина тяжёлая и толкать её даже пару километров явно не стоит тех впечатлений, которые мы могли бы получить.
В приницпе, можно сказать, что вылазка более чем  удалась, т.к. я и на Кабук-то не рассчитывал, а относительно Ушмаля могу уверенно сказать, что для меня он №1 из всех городов майя, что я пока видел.