На Кипре, как и в большинстве мест, которые я посетил, я оказался благодаря удачному совпадению ряда обстоятельств. В  рамках прохождения сертификации PADI Divemaster необходимо сдать определённые навыки работы со студентами, проходить которые в отечественных водоёмах желания не было никакого, да и нырнуть на Зенобию давно стояло в планах, поэтому клубная поездка на Кипр подвернулась весьма кстати.

В группе была пара OWD, пара AOWD, а на Кипре как раз все необходимые для погружения условия, – комфортные сайты, где можно спокойно заниматься с начинающими подопечными на разных глубинах в кристалльно чистой голубой воде видимостью в районе 30-40 метров.

Надо сказать, у прекрасной видимости есть обратная сторона медали, – практически полное отстуствие живности. На Кипре нет впадающих в море рек, они пересыхают по дороге, или впадают в водохранилища. Соответственно, в море не выносится питательная органика, которая служит пищей для микроорганизмов, а отстутствие пресной воды и высокие температуры приводят к солёности порядка 40 грамм на литр. Добавим к этому вулканическое прошлое и получим вполне закономерный результат, – пустынные подводные рельефы, где можно заниматься философским дайвингом. 

Разумеется, нельзя сказать, что прямо вообще ничего нет! Все характерные представители средиземноморской фауны присутствуют, но тут они больше из разряда приятных сюрпризов, нежели обыденности. Для вольноплавающих будет тускловато, но они на Кипр и не за этим едут, а студентам нечего на рыб глазеть. Главная рыба для студента – инструктор, или выделенный им DM!

Отрабатывали потрею и поиск регулятора, показывая, что это совсем не страшно и матёрые инструктора, у которых весь зад в ракушках, могут плавать вообще без регулятора даже с бременем грузов)))

Заставляли подопечных таскать друг друга на октопусах сначала в одну сторону…

Затем в другую…

Короче, пользуясь служебным положением, совмещали приятное с полезным, – обучение студентов с собственным развлечением.

В награду всех отвели на местную подводную достопримечательность, дайв сайт Green Bay, – музей скульптур с затесавшимися в него каким-то непостижимым образом садовыми гномиками(!!!)

Если среди ваших знакомых есть суровые дайверы, которые плавают исключительно сомкнув руки в локтях, поддерживая идеальный трим и всем своим видом показывая, что кругом им всё безразлично и они видали и покруче, – погрузитесь с ними на этом сайте и вы увидите их полное преображение. А знаете почему? ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ХОТЯТ ФОТОГРАФИЮ С ЛОШАДКОЙ!!!

Фактически 90% фотографий с этого сайта в сети, – фотографии на лошадке, а с суровым античным мужиком не хочет фотаться никто. Возможно, из-за неоднозначной трактовки мысли скульптора в районе его таза…

Когда все вдоволь наигрались, мне даже удалось сделать групповую фотографию и потратить пару часов в фотошопе, методично выедая самые крупные и бросающиеся в глаза песчинки, ибо намутили просто нещадно.

Благодаря вулканическому прошлому, рельеф дна изобилует мелкими проходами, гротами и прочими милыми вещами, где можно застрять в попытке просунуть свою тушу.

Вне зависимости от того, сколько рыбы обитает на той, или иной локации, не найти на ночном дайве в средиземноморье осьминога – это надо быть человеком с ооочень плохой кармой. Попадаются разные, от мелочи, до вполне крупных. Разумеется, поначалу они хотят свалить от кучи непонятных пузырящихся гигантов, но любопытнее осьминога разве что кошка, поэтому, если не быть назойливым, то они сами выйдут.

Как я уже сказал выше, вольноплавающие едут на Кипр не за рыбой, не за головоногими и даже не за тем, чтобы почесать спинку в узких гротах. Кипр для дайвера, – это множество рэков и конечно Зенобия, Титаник Средиземного Моря. Легендарный паром водоизмещением 10 000 тонн и длиной 177 метров, который утонул в первый своей рейс из-за ошибки в системе балансировки, по официальной версии. Догадки о причине потери судна разнятся, начиная от сбоя в компьютерной программе балансировки парома и заканчивая намеренным утоплением судна ради страховки груза стоимостью 200 млн. фунтов стерлингов. Правда останется тайной, но старые местные матросы недовольно вспоминают, – “Команда просто сидела на берегу и пила кофе, наблюдая гибель своего судна на рейде”. Для того, кто связан с морем, такое поведение моряка является, как минимум, странным.

Так или иначе, преступный сговор, злобный компьютерный вирус, или банальная халатность подарили дайверам рэк, входящий в десятку лучших в мире. На Зенобии около дюжины маршрутов по палубам, включая декомпрессионное погружение в машинное отделение, а разброс глубин составляет от 18 до 40 метров, что позволяет погружаться на неё даже опятам.

Разумеется, за 36 лет всё прилично обросло, но это только придаёт шарм. Ты плывёшь вдоль грузовой палубы и перед тобой вырисовываются всё новые и новые детали. Кажется, что кораблю нет конца и ты нервно поглядываешь на манометр, хотя знаешь, что там ещё далеко за сотню.

Внизу лежат перевернувшиеся грузовики, часть которых ещё висит на цепях, прикованная к палубе, а часть уже лежит по левому борту, или вывалилась за него на дно…

Разумеется, если никуда не заходить, то можно пройти всё судно от винта до носа за 1 дайв, но лучше разбить погружения и заходить поочерёдно с кормы и носа.

Мы совершили 4 учебных погружения во время одного из которых мне был выдан опёнок и наказ сопроводить его в рулевую рубку и обратно.

Да, в рамках обучения ты работаешь со студентами и показываешь им навыки. Да, ты думаешь, как сделать это так, чтобы не облажаться и они всё поняли и повторили, но совершенно иная ситуация, когда тебе доверяют человека и ты отвечаешь за него, а он всецело на тебя полагается. Разумеется, вход в рулевую рубку даже проникновением назвать нельзя, но вы это попробуйте объяснить OWDшнику. Запихать его в страшную и тёмную рулевую рубку всё равно, что кота в ванную.

Как я уже сказал выше, Зенобия – это не рэк одного погружения. Мы сделали 4 дайва и только получили общее представление о структуре судна.

В одно из погружений зашли внутрь грузовой палубы, забавно было наблюдать, как народ сбивается в кучу, проплывая над лежащими внизу в фуре костями. Спокуха ребята, – это говядина и она померла задолго до того, как судно вышло из порта в свой первый и последний рейс. Сама Зенобия затонула без жертв, своё она взяла уже позже и, увы, за счёт дайверов.  Поэтому плавая около грузовиков не следует заходить под них, т.к. не все ещё сорвались с цепей, лучше пройти сверху. 

Отбиваться от группы тоже не стоит, потому что на сайте каждый раз стоит минимум 3 бота, начиная с зодиаков и заканчивая яхтами, с которых дайверы катапультируются в масштабах, которым даже ВДВ позавидует.

На одном из дайвов раздали задачки в районе 30-ки. Как говорится, если вы не ощущаете на глубине газового наркоза, это не значит, что его нет.

Слава богу, на Зенобии есть что посмотреть не только в районе 30 и 40 метров. Прелесть состоит в том, что обратно к спусковому можно возвращаться на 17-18 метрах по верху правого борта, где находится ещё один известный артефакт парома – шлюпка.

Народ обожает в ней фотографироваться, но, увы, не в этот раз…

Самой поганой частью любого дайвинга, увы, является то, что он заканчивается 🙁 Наверное, всем известно это чувство, когда вроде и задолбался нырять, а вроде как только разнырялся и сидишь такой на бортике и думаешь, – А может с утра ещё разок?.. Останавливает только то, что самолётов с барокамерами ещё не существует.

Снаряга уныло выгружается с бота, собирается в сумки, опресняется и развешивается сушиться.

Когда были развешаны все костюмы, расставлены ласты и регулятор заботливо обмотан вокруг балконной решётки, напала тоска и грусть. Поэтому все организованно выдвинулись залить печаль…

Тем более, есть повод! Ради такого можно даже воспользоваться накамерной вспышкой, бросив тень от 24-70/2.8 на пол кабака, хотя в приличном обществе за такое отрубают руки.

День перед полётом каждый использовал по своему усмотрению. Рядом с нашим отелем был неплохой пляж на котором можно было спокойно поваляться тюленем.

Увы, пляжный отдых вообще не моя тема. Прогулки под палящим солнцем в полдень, правда, тоже не особо возбуждают, но между первым и вторым я выбрал второе и мы с бадди почапали в Ларнаку, ибо мне были заказаны оливки каламата, травяные чаи, масло и местное креплёное вино “Командария”.

В приницпе, сказать что-то особенное о Ларнаке нечего, – обыкновенный средиземноморский городок, который для туристов выглядит вот так:

А за углом уже вот так)))

Помимо этого, на Кипре были обнаружены тачки, которых нам так не хватало на Майорке. Вот куда бы мы влезли все! Интересно, это местный креатив, вроде того, как у нас лимузины из всего подряд делают, или заводской вариант?

Касаемо политической трактовки положения дел на Кипре, я категорически не согласен с официальной формулировкой, что Кипр оккупирован турками. Вот оно, – лицо, вернее морда, реального оккупанта! Кипр оккупирован котами!!!

Нигде, ни в одной стране мира, я не видел такого кол-ва кошек и такого их поведения. Они сбиваются в стаи и чуть ли не организованно тырят всё подряд со столов: одна отвлекает, вторая тырит, третья стоит на шухере, а четвёртая будет всё разруливать, если спалят! Нам пришлось сотрудничать с ними на завтраках, иначе вот этот лохматый точно бы меня порвал! Судя по всему, – это пахан, потому что носить такую шубу в таком климате может позволить себе только реальный мутант. 

Я даже снимал их на мобилу, потому что показать такой банде зеркалку – это всё равно что в Южном Бутово ночью себе дорогу к дому последним айфоном освещать… 

Собственно, – это всё, что я хотел сказать о Кипре… Ныряйте на Зенобию, сотрудничайте с котами и всё будет хорошо!

Leave a Reply