Skip to main content

Каждый год мы заводим разговор о круассанах, Елисейских полях, Лувре и Эйфелевой башне и каждый раз я смущённо опускаю глаза, начинаю теребить край рубашки и предлагать альтернативы. А поскольку обаяние французской столицы велико, то победить его можно лишь весомыми контраргументами, — именно так я и попал в Венецию!

7 мая мы прибыли в аэропорт Марко Поло. До Венеции можно добраться на привычном нам такси, на водном такси, на катерах Alilaguna и на автобусе, в который вы упрётесь выйдя из терминала. Машина будет стоить порядка 25 евро минимум, водное такси около сотни, катера Alilaguna тоже не дёшево, а тот же автобус вас довезёт всего за 6 евро на человека, чем мы и воспользовались. Спустя 20 минут мы выгрузившись на площади Рима.

Надо отметить, что Площадь Рима, — это последняя точка в Венеции, на которую вы можете попасть с материка на машине. Далее только водный транспорт и пешком. Поэтому к выбору места проживания надо относиться внимательно. Венеция не велика, но это не значит, что из точки А в точку Б можно попасть быстро. Мы были там неделю и ни разу не прошли из дома на Площадь Сан-Марко и обратно одной и той же дорогой. Более того, практически всегда это был далеко не самый короткий путь!

Только мы вышли из автобуса, как в нос ударил специфический запах, который выросшие у моря люди ни с чем не спутают, — запах водорослей. В Венеции они облепляют каждый камень, который уходит под воду и поскольку днём отлив и вода обнажает буйные поросли, в воздухе висит запах испарений и морской соли. Возможно именно это и имеют в виду, когда говорят про то, что каналы «воняют», но я бы не назвал этот запах неприятным.

Обосновались мы в апартаментах в районе Санта-Кроче на Набережной Гарзотти Канала Рио Марин, — золотая середина между туристическими местами и транспортным узлом на Площади Рима. Такой типичный венецианский райончик.

В Венецию мы влюбились ещё не дойдя не то, что до наших апартов, а даже до моста Конституции от площади Рима! Толком не распаковав вещи, мы сбегали в ближайший супермаркет, который весьма кстати оказался в соседнем доме, накатили местного вина и двинули в самый туристический район — Площадь Сан-Марко.

Собственно, это отсюда все фотографии в сети с облепленными голубями туристами, тут находится знаменитая базилика Святого Марка с кампанилы которой открывается вид на всю Венецию, дворец Дожей, знаменитое кафе Флориан, библиотека, музей, стелла с венецианским львом, самая знаменитая парковка гондол, которую не снял только ленивый и т.д.

К сожалению, фасад базилики находился на реконструкции, поэтому полноценно удалось заснять лишь прилегающую к дворцу Дожей малую часть и сам дворец Дожей, который расположен так, что кроме как панорамой его фасад, где Дож выходил на балкон, не снимешь.

Плюс я случайно форматнул флешку и один день съёмок, где был Дворец Дожей у нас полностью пропал… В приницпе, ничего особенного там не было, но из элементов дворца остались лишь балкон, на который выходил Дож и Мост Вздохов, предусмотрительно соединяющий дворец и тюрьму!

Также на площади, если запастись терпением и отстоять очередь от стеллы со львом до кампанилы Сан Марко, можно полюбоваться красотами «большой» Венеции и морем крыш.

А практически за углом площади Сан-Марко есть тихий скверик, где всегда можно отдохнуть от суеты. Из него даже видно кампанилу базилики.

Однако, возвращаясь к теме передвижения по городу, — основным транспортом в Венеции являются водные трамвайчики вапоретто, которые швартуются к плавающим остановкам. Они немного внешне и по габаритам отличаются, в зависимости от маршрутов. Существует три типа: маленькие, средние и большие. Габариты зависят не от пассажиропотока, а от волн, с которыми им приходится сталкиваться. Т.е. по каналам шастают маленькие, вокруг островов средние, а между островами ходят большие.

Помимо трамвайчиков есть ещё мотоскафы Алилагуна, т.е. экспрессы, в нашем понимании. Важно помнить, что проездные ACTV на них не действительны.

Маршрутов в Венеции достаточно, чтобы без особого гемора попасть куда угодно откуда угодно. Если вы только приехали и пошли на площадь Сан-Марко, как сделали мы, то лучше всего сесть на No2 и обогнуть»большую» Венецию с заходом на остров Сан Джиорджио, Джудекку, Трончетто, а потом проплыть по Гранд Каналу и вернуться на Сан-Марко. Ночью надо обязательно повторить поездку на маршруте N (Night), путь следования один в один No2, только с заходом на Лидо, потому что ночная Венеция — это что-то, но это тема следующего топика.

Всё, что касается транспорта в Венеции, можно найти на сайте транспортной компании actv, или сайте юника, который в общем охватывает всё полезное для туриста в городе. 

Т.к. мы приезжали на неделю и планировали плотно куролесить по городу, то купили себе недельные проездные за 50 евро. Разумеется, если вам на пару дней, то существует множество вариантов проездных:
— 12-часовой за 16 евро; 
— 24-часовой за 18 евро; 
— 36-часовой за 23 евро; 
— 48-часовой за 28 евро; 
— 72-часовой за 33 евро.

Для быстрой переправы через Гранд Канал с одного берега на другой можно использовать трагетто, — аналог гондолы с двумя гребцами. Их остановок очень много в центре, обычно это дощатый помостик с вывеской Traghetto. Переправа обычно занимает около 2 минут и стоит 1 евро. Платить надо непосредственно гребцу.

Ну и куда же в Венеции без гондол и гонодольеров?!! Когда-то это действительно был транспорт, но сейчас поездка на гондоле — это не более чем туристическая утеха.

Всего в Венеции 400 гондольеров, которые составляют «Профсоюз четырёхсот». Работа эта престижна и гондольеры ни разу не голодают. Сама гондола стоит около 25 000 евро. Поездка в среднем стоит 160 евро за 40 минут, но у гондольеров всегда спешат часы. Они высадят вас где-то минут через 30. За это их можно и нужно застучать в их же профсоюз и есть даже вариант, что их не только пожурят, но и выгонят, к великой радости гребцов трагетто, которые не упустят свой шанс!

Если вечером и утром с гондольерами ещё можно сторговаться, то днём они без работы не сидят и иногда на каналах бывает плотновато, а станции гондольеров пустуют.

Ещё есть вариант объединиться с кем-нибудь, т.к. гондола вмещает 6 человек, или поторговаться, т.к. с утра и вечером они сговорчивее. Но, т.к. я не люблю делиться своим личным пространство, торговаться, а также выкидывать деньги непонятно за что, то прелесть болтания в гондоле мы оставили другим туристам.

Красоты Венеции можно обозреть с нескольких видовых точек. Без сомнения, кампанила базилики Сан-Марко является самой популярной, но самой интересной с точки зрения вида является всё же кампанила Сан-Джиорджио, — острова, который занимает одноимённое аббатство. Заглавные панорамы топика сняты именно с неё, а само аббатство Сан-Джиорджио прекрасно видно с каманилы Сан-Марко. Они даже чем-то похожи друг на друга.

Добраться до Сан-Джиорджио можно прямо с площади Сан-Марко на маршруте No2, — это будет следующая остановка.

В 1800 году в Соборе Сан-Джиорджио Маджоре короновался папа Пий VII. По внутренней простоте и лаконичности собора этого и не скажешь…

Пройдя весь собор можно попасть на его кампанилу, а чтобы вы точно не прошли мимо, под указателем написано, что с нашей кампанилы открывается самый завораживающий вид на Венецию. И ведь не врут! Хотя и с площади перед собором тоже открывается прекрасный вид на Сан-Марко, фронтон Дворца Дожей и набережную Скьявони.

Ещё про Сан Джиорджио можно сказать то, что если вы сели на Сан-Марко на вапоретто, чтобы прокатиться по Гранд Каналу и первая остановка у вас оказалась Сан Джиорджио, — вы поехали не в ту сторону! А прокатиться по Гранд Каналу надо, иначе считайте, что не были в Венеции.

Признаком того, что вы движетесь в правильном направлении является проплывающая слева базилика Санта-Мария Делла Салюте. Это начало района Дорсодуро, который начали застраивать в VI веке.

В Дорсодуро расположены такие достопримечательности, как базилика Санта-Мария Делла Салюте, частная коллекция Пегги Гуггенхайм, площади Санта-Маргарита и Санта-Барнаба, Набережная Неисцелимых, галлерея Академии.

Базилика Санта-Мария Делла Салюте была построена в честь избавления города от чумы 1630-1631, когда погибла треть жителей Венеции. Это самая широкая часть канала с весьма оживлённым движением.

Помимо вапортетто в Дорсодуро можно попасть через Мост Академии.

С мостами в Венеции вообще особая история, как понимаете. И если через многочисленные канальчики между кварталами их не счесть, то мост через Гранд Канал — это уже совсем другая история, каждый из них является сам по себе достопримечательностью, т.к. всего их 4.

Следующий по Гранд Каналу мост — Риалто. Это воистину одна из визитных карточек Венеции: магниты,  открытки, футболки, значки, — наверное не существует мерча, на котором бы его не было. Самый первый мост через Гранд Канал, который дважды рушился (до нас дошла его реинкарнация XVI века).

Следующий за Риалто мост — Скальцы. Он соединяет районы Санта Кроче и Каннареджо, по нему мы ходили каждый день на вапоретто. Особой древностью не отличается, строительство было закончено в1934 году.

Довольно оживлённое место, т.к. граничит с железнодорожным вокзалом.

Буквально в паре сотен метров от него находится последний мост — Мост Конституции, который соединяет тот же вокзал с автобусной станцией. Открыли его в 2008 году после многих протестов и скандалов.

В процессе строительства он подвергался серьёзной критике за плохо вписывающийся в венецианский архитектурный ансамбль дизайн, за неудачное место у моста Скальци (расстояние между другими мостами Венеции намного больше). Его настолько засрали, что власти отменили торжественное открытие.

Мосты мостами, но за ними мы совершенно забыли о самом Гранд Канале, от которого отходят многочисленные протоки.

Одним из самых оживлённых мест Венеции, помимо площади Сан Марко, является набережная Скьявони, которая постепенно перетекает в район Кастелло.

Если пройти Скьявонии и ещё пару улиц, в которые она перерастает, то можно дойти до городского парка. 

Не сказал бы, что в Венеции вообще много зелени. Улочки построены так, что придомовой территории практически нет и поэтому горожане пытаются озеленить любой свободный клочок, начиная с кадок на балконах и заканчивая цветами на подоконниках.

Нам ещё повезло, что мы приехали в мае и всё цвело!

Жалко, что всё это великолепие постепенно разрушается. Время, климат и болотистая почва делают свою работу и если внимательно присмотреться к снимкам, то можно увидеть, что многие дома покосились. Особенно это видно по кампанилам.

Самое забавное, что я заметил это уже при обработке, — большинство зданий просто не сходились по параллелям и вертикалям. Сначала я грешил на искажения геометрии широкоугольной оптикой, пока на экскурсии в Дворце Дожей нас не завели в зал, где пол просто изобиловал впадинами и буграми. Оказывается, учитывая постоянные проседания зданий в такой почве, венецианцы строили их на сваях с таким расчётом, чтобы они могли спокойно играть не разрушаясь.

Помимо приезжих туристов, немалую часть в городе составляют люди, которые сошли с круизных лайнеров. Эти исполины курсируют по средиземноморским круизам с заходом во все интересные города. Кстати, а вот этого 5-мачтового товарища я видел на Ибице.

Особенно забавно эти исполины выглядят на фоне города.

Разумеется, есть лодки и поменьше, некоторые даже в гугл-картах присутствуют на своих швартовых местах, такое ощущение, что они никуда не ходят.

Мы провели в Венеции 7 дней и не хотели уезжать. Не верьте тем, кто говорит, что там нечем заняться и двух дней вполне достаточно. Гарантирую, — там море всего интересного и если хотите полностью прочувствовать город, пройти Сан-Марко, Каннареджо, Санта-Кроче, Сан-Поло, Дорсодуро, Кастелло и другие районы, побывать на Мурано, Бурано, Лидо, Джудекке, то пары дней будет явно недостаточно, да и недели тоже. Другое дело, что город это весьма не дешёвый и считается чуть ли не самым дорогим туристическим местом в мире. Не знаю, получится ли вернуться, но желание такое есть.