Наверное, у каждого музыканта в глубине души сидит желание сделать инструмент под себя. Лёгкий зуд в районе седалищного нерва я ощутил где-то в марте 2012 года, когда вдоволь поиграв на своих Modulus Q5 SPI, Modulus VJ 4, Zon Legacy Std 5 и перещупав ещё пару Q5, Steinberger и какой-то Status, точно понял, что хочу инструмент с грифом из композитного углеродного волокна, именуемого в простонародье “графитом”, но с перламутровыми пуговицами.

Основные преимущества данных грифов, – ровность нот по всем ладам, отсутствие волчков,нечувствительность к перемене температур, плотная нижняя середина, идеальная читаемость в миксе и феноменальный объём, повышенный срок службы струн, а также просто убийственная 5-я струна (когда я впервые услышал на хорошем аппарате “си” Modulus Q5, у меня было ощущение, что половина органов внутри меня оторвалась и упала на дно брюшной полости).

К недостаткам многие относят слишком холодный специфический и модерновый звук, отсутствие анкера на многих старых моделях и сложность/невозможность замены ладов в России в случае их износа. Первый недостаток весьма спорен, т.к. многим именно такой звук и нужен, второй тоже под сомнением, т.к. эти грифы практически не требуют регулировки (но желательно всё же иметь анкер), а к третьему я всегда относился скептически, т.к. не представляю, на сколько должны врасти руки в тазобедренный пояс и на каких говняных струнах а-ля GHS надо играть, чтобы упилить лады до необходимости их замены.

Сперва я попытал счастья в переписке с Zon, запросив цену на Legacy 519 Custom по своим спекам и пожеланиям. Все пожелания моего больного разума оказались реальны, но ценник составил 180 000, а общение с фабрикой на эту сумму ну вообще никак не тянуло, оставляя очень много вопросов и сомнений. В результате я принял решение заказать графитовый гриф в Штатах, комплектующие купить самому, а корпус запилить у какого-нибудь нашего мастера. Заодно и провести эксперимент по тому, на сколько обоснована цена именитых брендов.

Метод крепления грифа решил взять на болтах, т.к. у композитных грифов и так феноменальный сустейн, а сделать такой сквозной гриф – это отдельная история и гемор. Конструкцию решил взять безголовую. Почему такую? А почему бы и нет? Собственно, конструкция определила и мензуру, – 36″. Я не фанат Энтони Джексона, я не считаю, что лишние дюймы творят волшебство со звуком (хотя некоторое влияние всё же есть), причина проста и банальна, – парень я крупный и безголовый бас на мне смотрелся бы как значок, поэтому я накинул лишние 5см на гриф. Помимо этого, у этой конструкции есть ещё пара плюсов, – идеальный баланс инструмента и меньше ползёт строй за счёт того, что у вас нет никаких витков на колках, равно как и самих колков, которые зачастую и являются причиной уплывания строя. Как говорится, нет колков – нет проблем!

Следующим вопросом стал производитель. Кому доверить массаж простаты пр-во грифа? C Zon общение не вышло, Modulus только replacement системы делает, Status и остальные не выходят за 34″ и остались только Moses, которые как в анекдоте про Лёху-космонавта на все вопросы с придурковатой лихостью отвечали “ДА!”, что должно было навести меня на подозрения уже тогда…

Разумеется, стал вопрос и того, какой системой для безголовых басов воспользоваться? Помимо общеизвестных безголовых моделей Hohner, Steinberger, Zon и Status на волне моды отличились Washburn, Yamaha, Fernandes, мастеровые вроде LSR, Barton, David King Bass и даже Fender отжёг в 1975, чего я уж никак не ожидал от этой конторы. Все они использовали или свою крайне безблагодатную фурнитуру, или системы Hipshot и ABM. Рассмотрев все варианты, я понял, что остаться в рамках одной системы не получится, т.к. или топ-лок никакой, или бридж – лютое говно. В результате я взял топ-лок ABM, как самый компактный, изящный и позволяющий крепить простые струны, а не double ball, а бридж выбрал Hipshot, потому как всё остальные откровенно бездарны и никчёмны чуть более, чем полностью. Комплектующие были выбраны из расчёта межструнного расстояния в 16мм.

Разобравшись с грифом я перешёл к корпусу. С материалами всё было просто, – я хотел корпус из красного дерева и какой-нибудь нарядный топ. С формой было сложнее… Меня всегда привлекали очертания Zon Legacy, но при всей оригинальности они казались мне слишком массивными. Поэтому я взял снимок моделей Legacy и VB с сайта ZON, обвёл их в AutoCAD`е, совместил, убрал лишнее, подтянул, слегка добавил своего и получил то, что и представлено на фото.

С электроникой было и того проще, – под все мои нужды идеально подходил Aguilar OBP-3, который давал возможность баланса датчиков, регулировки низа и верха на стэковом потенциометре, двух режимов середины на пуш-пуле и переключение актива/пассива на пуш-пуле также. Вообще, мне одной кнопки “ВКЛ” хватило бы, но я люблю, когда много всякой хуеверти, хоть и не пользую её в 90% случаев! Гнездо поставил локовое от Neutrik.

В качестве датчиков были выбраны пассивные хамбакеры Villex, которые я сместил ближе к бриджу. Нековый поставил в позицию стандартного Precision, а бриджевый разместил между ним и бриджем. Данная конфигурация позволяет избавиться от львиной доли ненужного бубнящего низа, коего и так в избытке у басов с графитовыми грифами.

Получив ясность по всем вопросам, я достал кредитку и понеслась!

Первым делом я связался со Стивом Мошером из Moses, обсудил все детали и проплатил гриф. Он клятвенно побожился, что всё будет через 8 недель, “таки я вам гарантирую”. Затем заказал преамп и бридж. OBP-3 покупал на ebay, поэтому там особых проблем не возникло, а вот Hipshot молчали несколько дней и я уже начал очковать сомневаться в успешном исходе мероприятия, т.к. гриф то мне уже под 16мм делали. В результате посылку всё же отправили и я получил все компоненты, разумеется, покувыркавшись с EMS и вырвав пару седых волос из задницы.

Из мастеров я остановился на Дмитрии Якомульском, т.к. слышал басы его работы, рекомендовали коллеги, да и в общении он оставил приятное впечатление. Решено было дождаться грифа, а потом уже приступать к работам. И вот тут то и начались проблемы…

Разумеется, ни за какие 8 недель гриф не пришёл. Я пару раз написал на Moses Graphite и молчание было мне ответом. Прошла неделя и я послал гневное письмо с извещением, что я инициирую процесс возврата средств. Только после этого мне ответили, что бас отправлен “на днях”. Как я понял, все восемь недель никто нихера не делал, потом сбацали его за недельку и отправили мне. В результате вместо 8 недель я получил 11.

Проблемой №2 внезапно стали звучки. Отец-основатель Villex лёг на операцию на головном мозге и не было даже понимания, успел он их сделать вообще и отправить, или нет. А если сделал, то как? Ибо я слышал много нареканий по качеству. Вопрос подвис в воздухе.

Далее начались проблемы с корпусом, т.к. Дмитрий постоянно мотался между Москвой и Калугой и мы никак не могли встретиться и выбрать дерево. Краснуха у него имелась, а вот топ “понаряднее” пришлось поискать. В результате нашли деревяшку из корня ореха под ружейный приклад, которую распустили на топ. Наверное, это формирует “убийственную” составляющую звука.

После этого производство корпуса и сбор баса заняли около недели, я разок приезжал, смотрел на процесс, вносил пару корректив, а к моменту, когда я уже готов был заказывать звучки у Дмитрия, всплыли Villex. Правда во фрезерованный размер они не встали. Осталось по 4мм с обоих сторон звукоснимателя.

Схема всё же была собрана, спаяна, корпус лакирован матовым лаком и вот тут нарисовалась самая существенная проблема, – гриф не вставал. Я пораскинул мозгами на тему того, кто мог меня проклясть и не пригласить ли батюшку с кадилом, т.к. всё говорило о вмешательстве тёмных сил. При уложенном в крайнее положение анере, стандартном строе BEADG и струнах 45-125 27-ми ладовый 36″ гриф имел прогиб чуть более чем тот, который я себе позволяю. Играть можно было, но запаса по прогибу не было никакого. Разумеется, я не планировал использовать 45-125 на 36″ для стандартного стоя, ибо натяжение просто адское, амплитуда колебания струны никакая и всё это отражалось на звуке, но это стало последней каплей терпения в вопросе с Moses.

Уже наученный общением с этой конторой я написал тонкий вопрос, – А какой калибр струн можно использовать с таким грифом? На что получил моментальный ответ, – Да любой! И вот после этого я уже спросил напрямую, – А как так вышло, что гриф невозможно настроить даже с комплектом 45-125? И Стив Мошер снова опустил перископ. Я подумал, что это просто какой-то облажавшийся клерк, который пытается замолчать проблему, но он оказался президентом компании (и, наверное, единственным её работником).

Время шло, на письма никто не отвечал. Прикинув степень обледенения вопроса, я решил искать другие контакты и нашёл коммьюнити конторы на facebook. Там меня постиг очередной шок, – в примерах инструментов лежала фотография какого-то телекастера с грифом, на котором красовался логотип моей группы, вектор которого я направлял для нанесения на 11-12-13 лады грифа. Т.е. помимо того, что эти олени залажали мне гриф, они ещё и вовсю фарцевали нашим логотипом. Причём, даже не меняя размеров, хотя басовые и гитарные грифы несколько отличаются габаритами и то, что уместно на басовом,на гитарном может казаться излишним.

Полетело следующее письмо, где я напрямую написал, что Россия всё ещё ядерная держава, что наша братва есть по всему миру, что делать грифы со сломанными коленями будет очень сложно и что я засужу их к чёртовой матери за мошенничество, нарушение авторских прав, кражу интеллектуальной собственности, и ещё до кучи приписал пару статей. Ответ пришёл моментально, т.к. ребята там не на шутку пересрались, видимо. Мне кинули 50$ на счёт и предложили прислать гриф, чтобы они срочно всё исправили. Разумеется, меня эта ситуация не устроила. У меня был на руках законченный инструмент и снова ждать гриф фиг пойми сколько я был не готов, а Стив отказался высылать новый в обмен на старый, попутно пытаясь замолчать проблему с кражей логотипа. Я написал ему ещё пару писем и не получил ничего, кроме ощущения того, что этот чёртов жидяра может продолжать свои ля-ля-ля вечно. Я услышал песни про то, что его фирма предоставляет феноменальную гарантию, которые не даст мне ни один бренд, какую-то пафосную белиберду за подписью его, как генерального директора, обещания того, что наш логотип больше не будет использоваться, что его купил всего какой-то диванный гитарист из Лидса, UK и т.д. В результате до меня наконец-то доехали струны 40-120, гриф выпрямился и я забил на переписку, написав Стиву, что каков президент, такая и контора. И раз он, как президент, лично мне сказал, что гриф будет в 8 недель, а прислал за 11, то может подтереть зад своим словом и гарантиями, потому что он не президент, а говно в проруби! Позже на talkbass я узнал очень много о частом браке этой компании, об откровенно дерьмовом саппорте и ещё много интересного. Собственно, а чего ожидать от человека с откровенно пархатой фамилией Мошер и конторы с названием Моисей?

Тем не менее, история не была закончена. Время шло и я понял, что зазор в 4мм по бокам от звучков меня совсем не устраивает. Я позвонил Дмитрию, спросил, осталось ли у него что-нибудь из обрезков топа, т.к. есть идея заменить Villex на звучки с крышками из материала топа. Обрезки остались и за неделю Дмитрий намотал мне новые хамбы и сбацал крышки прямо в размер фрезерованного корпуса. Слегка повысилась чувствительность и потребовалась более аккуратная работа с компрессором, но в целом я не заметил кардинального изменения по сравнению с Villex, а косметически бас только выиграл. Поэтому Villex легли в ящик, а бас приобрёл свой финальный вид, в котором и был обкатан на концертах.

Собственно, по финансам в рублях вышло следующее:

  • графитовый гриф с индивидуальной инкрустацией от 3,14дорасов Moses – 28718;
  • headless-система Hipshot – 12418;
    преамп Aguilar OBP-3 – 5965;
  • 2 хамбакера от Д. Якомульского – 10000;
  • корпус из краснухи с ореховым топом и работа Д. Якомульского – 35000;
  • скрытые стреплоки Dunlop – 560;
  • крышки потенциометров – 600.

ИТОГО: 93261 рубль, или 2880$ США по сегодняшнему курсу 31,7.

Звук получился таким, как и предполагалось, – пружинящий, плотный, с объёмной нижней серединой, прекрасно лежащий в миксе и не знаю, что повлияло, но бас звучит более “деревянно” по сравнению с инструментами с подобными грифами и больше по характеру напоминает классический Precision на стероидах. Собственно, заценить сведённую пачку можно тупо набрав вКонтакте в поиске Madam Wong -Примета.

Результатом я остался доволен, но никогда в жизни больше не буду связываться с созданием каких-то басов, да и никому не порекомендую. Максимум – заказ под себя у какого-нибудь бренда, я уже не говорю про то, что за 93000 у твоих ног 90% рынка б/у ZON, Modulus, Status и т.д.