В Каш, маленький городок на средиземноморском побережье Турции, нас занесло в поисках очередного направления для отдыха на майские. Чтобы и уму, и сердцу, и печени, и нырнуть, плюс всё занедорого и не лететь так, чтобы даже у перелётных гусей челюсть отвисла. 

Изначально рассматривали вариант самостоятельного перелёта и размещения, но он не прошёл отбор по стоимости и пал перед предложением  Natalie Tours отжечь 7 ночей в трёшке с завтраком и ужином за 37 000 рублей. Вообще, мы не любители туров, но когда ты приехал не на олинклюзив, а нырять и азотиться до усёру, то статья расходов на дайвинг сильно упрощает твоё отношение к чартерам и трёшкам. Тем более, что отзывы о выбранном отеле Aqua Princess были хорошие и мы изначально рассматривали его как один из вариантов в виду близости к марине, а также по той причине, что в нём сервируются ужины.

К сожалению, ровно просидеть на попе до начала отпуска не вышло. Примерно за несколько дней до вылета нас известили о том, что он переносится на сутки вперёд, — добро пожаловать в мир чартерных перелётов. Следующим сюрпризом оказалось то, что мы летим не Red Wings, а Ямалом и у нас не 23, а 20 кило багажа. Вот это уже было серьёзно, пронесло только за счёт 14 кг летевшего с нами недайвера. Ну и последней вишенкой стало то, что улетело сразу два самолёта и на всех высадившихся оленей оказалась всего одна стойка, где мы потеряли около часа. К счастью, идиотов, желающих трястись три с лишним часа от Анталии до Каша, оказалось всего трое, догадайтесь кто? Поэтому все поехали по своим Кемерам на автобусах, а мы — на специально пригнанном для нас мультивене, в котором, по такому случаю, был распит литр текилы.

Отель оказался вполне добротной трёшкой с бонусами в виде просторного и глубокого бассейна, зоны отдыха, бара, а также прекрасной веранды, на которой сервируется завтрак и ужин. Также у отеля есть свой пляж, если так можно назвать бетонированную платформу у моря, на которой расставлены лежаки. 

Специфика Каша такова, что ни шикарных пляжей, ни каких-то особых достопримечательностей там нет, — это маленький городок, туристическая индустрия которого заточена в основном под дайвинг и надо сказать, что выбрать с кем нырять   тоже мероприятие не на 5 минут. В городке, который с балкона по диагонали переплюнуть можно, около дюжины контор, а четверть марины забита дайверскими лодками. Конкретно по конторам информации в интернете не очень много, поэтому я просто открыл Google maps, нашёл Каш и начал методично искать отмеченные дайв-центры и сравнивать условия. Лучший тариф оказался у Nautilus Diving, плюс ребята показали адекватное общение в переписке, поэтому на них в итоге и остановились.

В 9:00 мы были в дайв-центре, который представляет собой двухпалубную лодку где-то на 20 человек максимум, если говорить о комфортном размещении.

На верхней палубе и на носу расположены зоны отдыха, а всё основное пространство нижней палубы является дайв-деком. Сухая и мокрая зоны по факту не разделяются никак, вы можете валяться в гидрике где вам угодно. Очень удобно, когда неохота его снимать между дайвами.

На дайв-деке всё организовано по уму и без лишнего выноса мозга. Вам выдаётся ящик, после чего можете творить что угодно. Каких-то строгих правил и ограничений нет, царит расслабленная и ненапряжная атмосфера, в которой мы и мариновались всю неделю.

Дайв-сайтов в Каше 20 с небольшим и за 14 сделанных дайвов мы обныряли самую существенную и известную половину. Визитной карточкой Каша, наверное, является С47 Dakota. Это старый Douglas, являвшийся самым распространённым пассажирским самолётом в мире (кое-где в латинской жопе они до сих пор летают), который подарила городу армия в мае 2008 года. По дну где-то 20 метров, стоит на песке. Примечательно, что изначально самолёт лёг не так, как планировалось и его переставили. 

Поначалу я не понял, почему до сих пор никто не сделал вменяемых снимков самолёта, который лежит всего на 20-ке, пусть и на песчаном дне, но в первый же день погружения ситуация прояснилась. Дело в том, что лежит он в закрытой бухточке, где нет течений от слова совсем и зачастую на нём далеко не одна группа. Т.е. малейшее касание дна и песок будет ооочень дооолго оседааать…

В наше первое погружение на него пришла группа студентов AOWD, которые устроили там песчаную бурю и кислородный коктейль, поэтому я просто молча всех их возненавидел и решил, что сюда придётся вернуться ещё раз.

Камбэк мы готовили тщательно и во второй раз оказались единственными на сайте, но ситуация улучшилась ненамного. Дело в том, что байки про лазурные воды Каша и видимость в 40 метров слегка преувеличены. Возможно зимой оно так и есть, но летом я бы не дал более 15-20 метров на песчаном дне, или в тех местах, где растёт черепашья трава. По факту, везде в Каше гигантское количество взвеси, которое сильно усложняет работу со вспышками  и даёт сильный зелёный оттенок. Стоя на дне у самолёта невозможно сделать классический снимок, где был бы и объект и поверхность, она просто не читается сквозь синьку. А глубина-то всего 20…

Внутри можно пройти весь пассажирский салон и заглянуть в рубку. При желании можно снять скубу и пролезть туда с ней, но обычно в штурманской тусит где-то с пяток крылаток, поэтому я заглянул через окно.

Тут надо сделать лирическое отступление и рассказать о наших дайв-гидах: Ахмеде и Ёнче, которых назначили нам в провожатые, т.к. парни сертифицировались на Divemaster. Аргументация Онура, боат-лидера, была железной: Four divemasters is better than two divemasters! И с ней не поспоришь! Надо сказать, что парни сделали наш отдых и из них выйдут реально настоящие DMы, потому что они там мариновались чуть ли не месяц и всё это время водили группы, били баллоны до часу ночи и впитывали все прелести индустрии. 

Погружения на самолётик делают с той же стоянки, что и на Fener, он же Lighthouse reef. Небольшой риф, который в основном используют для чек-дайвов и обучения. Лодка становится напротив старого рыбацкого домика и с неё вы идёте на этот дайв-сайт, или на Дакоту. 

В приницпе, он ничем не примечателен, кроме того, что можно встретить зелёную морскую черепаху, т.к. много черепашьей травы и амфоры, во множестве раскиданные по дну. С черепахами, на самом деле, в Каше вообще проблем нет. Мы видели их чуть ли не каждый день на дайвах и фактически каждое утро с балкона отеля.

Амфоры, раскиданные не только на этом дайв-сайте, а вообще повсеместно, поначалу кажутся чем-то экзотическим и древним, но при более внимательном изучении начинают возникать мысли, что как-то уж слишком художественно они лежат, да и по отложениям больше похоже, что их топили вместе с Дугласом… В зависимости от маршрута глубина на этом дайв-сайте может варьироваться до 30.

Также тут валяются остатки крыши какого-то судна, подозреваю, что сухогруза, останки которого разметало по нескольким дайв-сайтам.

Основная сохранившаяся часть этого судна лежит на дайв-сайте Kanyon. В части плана погружения очень интересное место, т.к. сначала надо ластать по поверхности метров 40 до точки входа, а потом идти на глубине 2-4 метра до входа в сам каньон, где идёт свал до 20-ти метров. Порой там встречается несколько групп, возникает лёгкая толчея и надо быть внимательным, т.к. можно на раз жопой притереть крылатку.

Прямо у подножия каньона есть небольшой грот, можно зайти ради интереса.

Если следовать по каньону прямо и чуть направо, то буквально через пару минут на глубине 30 метров покажутся остатки того самого сухогруза, который напоролся на рифы с грузом хлопка и затонул из-за того, что набухший хлопок разорвал судно. Подойдёте вы к рэку с этого ракурса. Мне потребовалось два дайва, чтобы идентифицировать, что это за часть судна, потому что выглядит всё это как последствия попадания авиабомбы, а не хлопка.

Если обходить судно справа по ходу движения от каньона, то станет ясно, что это корма. Глубина в этом месте около 37 метров. При желании можно залезть внутрь, но там ничего нет кроме крылаток. 

На обратном пути, а то и на входе, может быть сюрприз в виде текучки средней вшивости. В первый раз нас пронесло, второй раз застало на остановке безопасности, поэтому пришлось держаться за дно.

Также по дороге к каньону, или на обратном пути, можно увидеть останки носа сухогруза. Сам бак остался на мелководье и был распилен на металл хитрожопыми греками.

Следующим гвоздём программы у нас был дайв-сайт Hidayet, на котором сразу два рэка — отслуживший своё паром из Каша на соседний греческий остров и маленький самолётик. Глубина по дну около 30.

Можно войти внутрь, но там прям вот совсем нечего делать. Всё вычищено вплоть до металлоконструкций.

Рядом лежит самолётик с которым тоже пожадничали, — двигатель снять, крылья валяются в стороне. 

При возвращении с этого дайва мы встретили нашего третьего недайвера, который совершал своё первое погружение 🙂

Не менее любопытным дайв-сайтом является Camel, где обитает множество групперов, которые активно борются за территорию. Одним из них является фактически ручная самка. Не знаю, была ли это она, но мне удалось даже погладить скотинку. Глубина тут порядка 37, поэтому надо внимательно следить за временем, которое легко упустить, заигравшись с рыбками.

Как я говорил выше, первоначально самолёт затопили не так, как было задумано. Ещё одним местом, где «что-то пошло не так» является дайв-сайт Neptun, где затопили сторожевик береговой охраны, но как-то через жопу, в результате чего он лёг не боком на одной глубине, а скатился кормой вниз за 40 метров, что сильно ограничивает его осмотр в рекреационном режиме.

Относительно новой игрушечкой является танк на дайв-сайте Adasi в той же местности, что и паром и сторожевик. Вот уж игрушечка так игрушечка для больших мальчиков, это вам не сраная танкетка в Иордании. По дну 16, — чисто аттракцион для OWDшников!

Если честно, у меня даже возник соблазн поставить камеру перед танком в режим видео, снять скубу и пролезть с ней под ним, но заглянув под дно я понял, что скорее всего застряну где-то ближе к выходу, наложу кирпичей и крутой видос превратиться в летопись моего позорного спасения.

Недалеко от танка лежат какие-то останки, привлекательность которых решили повысить унитазом. 

100% все, кто тут был, делали такую фотографию! Главное только не забыть, что ты в гидрокостюме и не поддаться рефлексам.

Ещё одним интересным дайв-сайтом является Oasis, названный так из-за того, что посреди песчаного дна стоит небольшой риф. Там мы видели черепаху, пару скатов, амфоры и останки какого-то судна. Было бы шикарное место для ночного, если бы не 25 метров глубины… 

Ночной делали на том же Fener. В приницпе, типичный срез по ночной живности Средиземноморья: осьминоги, крылатые рыбы, рыбы-флейты, креветки и мурены…

В день, когда мы пошли на Kovanli, я забыл дома платформу для крепления камеры в бокс, поэтому фото древних каменных якорей не будет. Примечательно то, что все они лежат в ряд в одном месте на глубине где-то 40-45 метров. Похоже, что когда было землетрясение, о котором я расскажу чуть позже, команды, что были на судах, быстро обрубили якоря и ушли в море.

В целом, могу сказать, что нигде пока я не отдыхал так, как на этой лодке именно в плане разгрузки. Как-то всё там по-свойски и по-домашнему, как и вообще во всём Каше. Я думал, что будет куча европейцев, но за всё время было всего лишь несколько человек, все остальные — турки. Я даже не подозревал, что они так активно занимаются дайвингом. За неделю прошли обучение OWD несколько человек, несколько сдавали AOWD, практически каждый день кто-то делал интродайв, а под конец на обучение приехала команда пожарников. И, что самое важное, ребята под вас меняют маршрут. Например, одним из условий в переписке было, что мы не хотим по несколько раз нырять на одних и тех же дайв-сайтах и оно было выполнено. Один раз по нашей просьбе маршрут сменили уже по ходу пьесы. По итогу счёт составил 224 евро — 14 дайвов, из которых у меня два было на найтроксе и один из них ночной. Сущие копейки по сравнению с Мальтой, или Кипром.

К сожалению, какой бы дайвинг не был, он рано или поздно заканчивается… Снаряга вывешивается на балкон и наступает время десатурации! 

Как я уже говорил, сам по себе Каш относительно небольшой и прекрасно просматривается с видовой над городом. Ориентир на неё простой — развевающийся турецкий флаг.

Я даже не удержался и запилил там сэлфак, аки тёлочка 🙂

Разумеется, потом исправился и сделал то, что и полагается на высоте с хорошим видом в лучах заката — раздавил пару пива.

В целом, Каш можно охарактеризовать, как городок маленький, миленький, в каком-то месте даже камерный и по-свойски домашний. 

Центральных улиц всего две — вдоль марины и вглубь к автовокзалу. Все остальные улочки — это спускающиеся террасами к морю уютные закоулки. Их обитатели не похожи на курортные орды и стамбульских мажоров. Они какие-то более хиповые и неформальные.

На центральной площади, как водится, памятник Ататурку! Мы ходили мимо него по несколько раз на день, спускаясь по переулку мимо милой бело-синей кафешки, которая, кстати, больше похожа на салатный бар, где подают мезе из холодильника. Даже меню нет, просто идёшь к холодильнику и тыкаешь пальцем в мисочки 🙂

Учитывая размер поселения, экскурсии по городу в Каше вам нужны приблизительно как рыбе зонтик. Если бы я не увидел в амфитеатре одну из них, не уверен был бы, что они вообще существуют, ибо достопримечательностей в городе на час ходу. Самая основная — амфитеатр. Если верить тому, что мы подслушали у экскурсовода, в нём одна из самых лучших акустик, лучше только где-то в Италии. Может и так, а может он просто напарил вислоухих немецких пенсов.

За амфитеатром возвышается холм некрополя, в основной своей массе там просто бесформенные кучи камней, но на обратной стороне есть уцелевшая гробница.

Вообще, надо сказать, что тема мертвечины является превалирующей в достопримечательностях Каша. Исключение только старый храм по пути к амфитеатру, если можно так назвать эти развалины.

Тут же домик для котов, с обратной стороны. С котами вообще в Каше мрак, — их просто тысячи и они вполне спокойно уживаются с собаками, последним по лету просто лень бегать за первыми, видать.

Всё остальное — гробницы. Эта по пути из марины вверх по улице на восток. Остерегайтесь хозяина кафе у неё, это единственный персонаж, который выскакивает как чёрт из табакерки и начинает зазывать вас на всех известных ему языках. Ориентир — висящее в горшках множество цветов, можно найти на фото выше. Обычно в Каше вас никто никуда за руку не тянет.

У подножия горы на самых верхних улицах также есть несколько гробниц. Их положение можно найти в гугле, они там отмечены. Внутри и вокруг накидано банок, бутылок  прочего говна, но реально поразил воображение валяющийся там использованный презерватив! Нет, ну у людей в сексе всякие предпочтения бывают, но КАК ОНИ СДЕЛАЛИ ЭТО там, где я даже в одежде задницу поцарапал, столько там колючек?!!

Впрочем, милые гробики в Каше даже на центральной туристической улочке.

Самой малозаметной достопримечательностью Каша является горное образование в виде лежащего над городом человека, ибо видно его только издалека, т.е. с моря.

В целом, Каш мне зашёл больше Мальты и Кипра. Майорку в счёт не берём, сравниваем только безрыбные локации с рэками. Кипр со своей Зенобией за 40 евро отдыхает. Мальта хороша, но тоже не в рынке. Реальный минус Каша только в том, что трансфер или 3 с лишним часа из Анталии, или два из Даламана. А так, в мае получается лучше время для посещения, по словам тех же ребят из Nautilus Diving. Только самое начало сезона и народа ещё не так много. Ещё не жарко, а вода уже 18С на 40 метрах и 20С на 20. Лично мне хватает пятёрки без шлема. Ну и сам город как-то видимо просто мой. 100% ещё вернусь!

Leave a Reply